Аналитика
сделать домашней страницей добавить в избранное По английски

Курганский автобусный завод (23.11.98)

Общая характеристика

Приватизация и структура уставного капитала

Характеристика региона

Производство

Реализация продукции

Финансовое состояние

Перспективы развития

Бухгалтерский баланс АО “Курганский автобусный завод” за II квартал 1998 года

Финансовые результаты АО “Курганский автобусный завод” за II квартал 1998 года

 

Общая характеристика

Курганский автобусный завод (КАвЗ) ведет свою историю с 1958 года, когда с конвейера сошел первый автобус КАвЗ-651 на базе шасси ГАЗ-51. После этого предприятие, как и Павловский автобусный завод, можно было назвать автобусным производством Горьковского автомобильного завода. В настоящее время КАвЗ по-прежнему в основном выпускает автобусы на базе капотных шасси производства Горьковского автомобильного завода, однако компания занимается поиском вариантов сотрудничества и с другими фирмами, которые могли бы поставлять на завод шасси и другие комплектующие. Так, предприятие уже приступило к выпуску продукции на базе автомобиля ЗИЛ-5301 (“Бычок”), а также производит сборку автобусов Ikarus с двигателями фирмы “MAN”.

По объемам производства завод можно отнести к числу небольших предприятий в России. На его долю приходится около 4% всех выпускаемых в стране автобусов. В последние годы наблюдалась тенденция к снижению выпуска продукции, однако в 1998 году удалось переломить эту тенденцию. По итогам 9 месяцев 1998 года рост объемов производства на заводе был одним из самых высоких в России среди производителей автобусов и составил 211.3%. По этому показателю КАвЗ опережает только АО “ЛиАЗ” (448.6%).

К основным факторам, негативно характеризующим завод, можно отнести высокую себестоимость продукции, в результате чего цена на изделия предприятия превышает цену на отечественные аналоги. Кроме этого, негативное воздействие на состояние завода оказывают общеэкономические тенденции в стране. Так, снижение платежеспособного спроса на продукцию завода ведет к снижению объемов производства, а преобладание зачетов при расчетах с потребителями не приносит денежных средств, в результате чего компания испытывает трудности с покупкой комплектующих.

Одним из основных положительных факторов, характеризующих завод, является высокая комфортабельность выпускаемых машин. Следовательно, в случае улучшения ситуации в российской экономике, предприятие имеет возможность улучшить свои производственные результаты.

Приватизация и структура уставного капитала

ОАО “Акционерная компания “Курганский автобусный завод” образовано в 1992 году в результате преобразования государственного предприятия в АО. Приватизация проводилась по второму варианту льгот. В результате акционирования было выпущено 186405 обыкновенных и 62135 привилегированных акций номиналом 1000 руб. После этого в 1994 году в связи с переоценкой основных фондов был проведен дополнительный выпуск акций в объеме 42127530 обыкновенных и 14042510 привилегированных акций номиналом 1000 руб. 24 ноября 1994 года ФУ администрации Курганской области зарегистрирован выпуск 28581420 обыкновенных акций, однако распоряжением Челябинского РО ФКЦБ от 12 марта 1998 года этот выпуск был аннулирован.

В настоящее время уставный капитал компании составляет 56418.58 млн. руб. Он разделен на 42313935 обыкновенных и 14104645 привилегированных акций номиналом 1000 руб. (данные без учета деноминации). Реестр акционеров ведет СР ТОО “Депо-Траст” (г. Курган). Структура уставного капитала по данным на 1 марта 1998 года приведена на рисунке 4.1.

 

Рисунок 4.1

 

На собрании акционеров по итогам 1997 года, которое состоялось 28 апреля 1998 года, было принято решение не выплачивать дивиденды за 1997 год. Вся дивидендная история приведена в таблице 4.1.

 

Таблица .4.1

Дивидендная история АО “Курганский автобусный завод”, руб.

Тип акций

1992

1993

1994

1995

1996

1997

Обыкновенные

1120

Привилегированные

80

1120

79.6

65.25

32.62

 

КАвЗ имеет доли в уставных капиталах следующих компаний: ОАО “ГАЗ и КАвЗ” (100%), ООО “Агрегатно-механический завод” (100%), ООО “УПК” (100%), ООО “Уральский автобус” (20%), ТОО “Вика Лтд.” (41%), ООО “Маслинское” (99.9%), ООО “Белоярское” (51%).

 

Характеристика региона

Курганская область была образована 6 февраля 1943 года. Ее площадь, на которой проживает 1115 тыс. человек, составляет 71 тыс. кв. км. Всего в состав области входят 24 района, 9 городов и 6 поселков. Крупнейшими городами являются Курган, Шадринск, Шумиха, Куртамыш, Долматово, Катайск, Петухово.

Курганская область в ходит в состав Уральского экономического района РФ и граничит со Свердловской, Челябинской, Тюменской областями и Казахстаном. На ее территории сосредоточены многочисленные месторождения строительных материалов (глин, песков, минеральных красок, гипса и известковых конкреций). Кроме этого, на юге области имеются залежи железных руд (Глубоченское, Березовское месторождения). Однако следует отметить, что по запасам полезных ископаемых область занимает одно из последних мест в Уральском районе.

Наиболее развитыми отраслями промышленности являются машиностроение (сельскохозяйственное, химическое, полиграфическое, производство автобусов, отдельных узлов для автомашин и дорожно-строительного оборудования), пищевая (мясная, мукомольная, маслосыродельная, молочная) и легкая (швейное, трикотажное, кожевенно-обувное производство и производство ковров). Хорошее развитие получил агропромышленный комплекс. Земли сельскохозяйственного назначения составляют 63% всей территории области.

Производство

Производственные мощности КАвЗ позволяют выпускать более 20 тыс. автобусов в год, однако в последние 3 года (1995 – 1997 годы) наблюдается значительное снижение объемов производства на заводе. В 1997 году на предприятии собрано всего 769 автобусов, что на 28.66% меньше, чем в 1996 году. Динамика объемов производства показана на рисунке 4.2.

 

Рисунок 4.2

 

Неблагоприятные результаты работы во многом связаны со снижением платежеспособного спроса на продукцию завода. Вместе с тем, предприятие ведет работу по налаживанию производства новых видов продукции. В прошлом году завод получил заказ на сборку крупной партии городских сочлененных автобусов Ikarus-283 для Екатеринбурга (проект осуществлялся в рамках целевого кредита МБРР Правительству РФ специально для обновления автобусного парка российских городов). Всего в рамках этого проекта было выпущено 168 городских автобусов большой вместимости.

Кроме этого, в конце прошедшего года были подписаны соглашения с ЗИЛом на поставку шасси и с Минским моторным заводом о поставке 107-сильных двигателей, для сборки новых 16-местных автобусов КАвЗ-3241. Эти машины отличаются улучшенным дизайном и комфортабельностью. На предприятии полагают, что они будут пользоваться спросом. В связи с этим в 1998 году запланировано увеличение объемов выпуска автобусов более чем в 4 раза по сравнению с 1997 годом.

По итогам 9 месяцев 1998 года предприятию удалось увеличить объемы производства на 211.3% по сравнению с аналогичным периодом 1997 года. В январе – сентябре 1998 года на заводе произведено 1164 автобуса. Следует отметить, что по темпам роста объемов производства КАвЗ занимает второе место в России после АО “ЛиАЗ”. Динамика объемов выпуска автобусов в России по итогам 9 месяцев 1998 года приведена на рисунке 4.3. Вместе с тем, в сентябре на предприятии было выпущено всего 28 автобусов, что на 55% меньше, чем в августе.

 

Рисунок 4.3

 

Одной из основных причин снижения объемов производства является отсутствие у компании оборотных средств для закупки комплектующих. Это связано с низким платежеспособным спросом. При этом потребители практически не оплачивают продукцию реальными деньгами. В связи с этим КАвЗ вынужден разрабатывать различные зачетные схемы при расчетах с потребителями. Компания ведет переговоры с АО “ГАЗ” о поставках на автобусный завод шасси для автобусов на условиях оплаты путем проведения взаимозачетов.

Снижение платежеспособного спроса на продукцию завода приводит к неполной загрузке производственных мощностей, что оказывает негативное воздействие на рентабельность предприятия. Если сравнить КАвЗ с другими производителями автобусов по этому показателю, то можно отметить, что у компании относительно высоки затраты на производство, однако такое положение характерно не только для курганского завода (таблица 4.2).

 

Таблица 4.2

Затраты на производство по итогам I полугодия 1998 года

Показатели

КАвЗ

Павловский автобус

ЛиАЗ

ГАЗ

ГолАЗ

Объем товарной продукции, тыс. руб.
I полугодие 1998 года

99812

479577

67540

6295896

65540

I полугодие 1997 года

29886

475711

16947

5202002

71241

Себестоимость товарной продукции, тыс. руб.
I полугодие 1998 года

99025

423311

82802

5490024

54730

I полугодие 1997 года

29187

380419

34170

4550950

71448

Затраты на 1 руб. товарной продукции, коп.
I полугодие 1998 года

99.21

88.27

122.60

87.20

83.51

I полугодие 1997 года

97.66

79.97

201.63

87.48

100.29

Рентабельность, %
I полугодие 1998 года

0.8

13.3

–18.4

14.7

19.8

I полугодие 1997 года

2.4

25

–50.4

14.3

–0.3

 

Реализация продукции

В 1997 году объем реализации КАвЗ составил 93866 тыс. руб., или 108.5% к объему товарной продукции. По итогам 9 месяцев 1998 года КАвЗ реализовал 1090 автобусов, или 96.3% к объему выпуска, что, вероятно, связано с увеличением производства продукции. Следует отметить, что объем реализации в процентах к объему производства у КАвЗа один из самых низких среди производителей автобусов в России. Это, вероятно, связано с высокой ценой на продукцию завода.

В связи с высокой себестоимостью на предприятии ведется работа по привлечению клиентов за счет повышения комфортабельности и улучшения дизайна выпускаемой продукции. Большие надежды возлагаются на производство автобусов КАвЗ-3241 на базе автомобиля ЗИЛ-5301 (Бычок). Первая партия таких машин была выпущена в конце 1997 года, и они были представлены на Московском автосалоне. Новые автобусы отличаются улучшенным дизайном и комфортабельностью, что, по мнению руководства завода, повышает их конкурентоспособность. Вместе с тем, следует отметить, что цены на них превышают цены других производителей автобусов. Так, цена на курганский автобус составляет около 160 млн. руб. Для сравнения, “Газель” стоит в два раза меньше, а автобус малого класса ПАЗ-3205 дешевле на треть.

Перспективным проектом завода также является производство автобусов нетрадиционной для курганских машин бескапотной компоновки КАвЗ-3276. Их выпуск был налажен еще в 1993 году. Но с момента начала сборки автобус не пользовался популярностью среди потребителей, что было связано с его высокой ценой. Машина была разработана на шасси немецкой фирмы “MAN”, в результате чего получилась более чем в 5 раз дороже других изделий, производимых на предприятии на базе горьковских шасси. В настоящее время на курганском заводе решили возобновить выпуск таких машин. На заводе полагают, что, несмотря на высокую цену (около $90 тыс.), они будут пользоваться популярность за счет высокой комфортабельности. В салоне предусмотрена принудительная вентиляция с индивидуальным подводом воздуха к каждому пассажирскому месту, а также индивидуальное освещение для всех посадочных мест. Выделяется автобус и скоростными показателями – его максимальная скорость составляет 117 км/ч.

Финансовое состояние

По итогам 1997 года финансовое положение завода несколько хуже, чем его конкурентов, что нашло отражение в более низких значениях финансовых коэффициентов компании, которые приведены в таблице 4.3. В прошедшем году был зафиксирован балансовый убыток в размере 6367081 тыс. руб., в то время как 1996 год предприятие закончило с балансовой прибылью в размере 5084707 тыс. руб. (без учета деноминации). Такая ситуация, вероятно, связана со снижением объемов продаж. Выручка от реализации в 1997 году снизилась на 7.25% по сравнению с 1996 годом и составила 93866136 тыс. руб.

Одним из основных негативно характеризующих финансовое состояние компании факторов является дефицит собственных оборотных средств, что является следствием роста неплатежей и низкой доли реальных денег в расчетах с потребителями. В результате этого предприятие вынуждено использовать собственные средства для оплаты поставок комплектующих. Кроме этого, у компании низкие значения коэффициентов ликвидности, которые по итогам 1997 года еще больше ухудшились. Это, вероятно, связано с ростом кредиторской задолженности. По итогам года она выросла на 95.7%. Кредиторская задолженность превышает дебиторскую в 3.2 раза, однако следует отметить, что этот показатель не худший в отрасли. Для примера, на ЛиАЗе кредиторская задолженность превышает дебиторскую в 13 раз.

 

Таблица 4.3

Основные финансовые показатели производителей автобусов по итогам 1997 года

Показатели

Курганский автобусный завод

Павловский автобус

АО “ГАЗ”

Рентабельность продаж, %

–0.426

16.788

11.799

Рентабельность основной деятельности, %

–0.424

20.175

13.377

Рентабельность капитала, %

–1.317

11.370

5.950

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами


–0.029


0.093


0.092

Коэффициент текущей ликвидности

0.991

1.117

1.344

Коэффициент абсолютной ликвидности

0.002

0.034

0.116

Коэффициент восстановления платежеспособности


0.411


0.562

 
Коэффициент автономии

0.708

0.727

0.791

Коэффициент оборачиваемости капитала

0.194

0.878

0.771

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности


0.746


2.546


4.355

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности


2.393


4.719


5.255

 

В 1998 году финансовое положение компании улучшилось. В I полугодии 1998 года балансовая прибыль КАвЗа увеличилась более чем в 15 раз по сравнению с аналогичным периодом 1997 года и составила 6810 тыс. руб., в то время как по итогам 1997 года был зафиксирован балансовый убыток. Выручка от реализации составила 100032 тыс. руб., что на 215.33% больше, чем за 6 месяцев 1997 года. Вместе с тем, некоторые финансовые показатели компании, которые приведены в таблице 4.4, ухудшились. К ним можно отнести коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами и коэффициент абсолютной ликвидности. Это, вероятно, связано с продолжающимся ростом кредиторской задолженности, которая за 6 месяцев 1998 года увеличилась на 22.77%.

 

Таблица 4.4

Основные финансовые показатели
АО “Курганский автобусный завод” по итогам I полугодия 1998 года

Показатель

6 мес. 1998 года

1997 год

Изменение

Рентабельность продаж, %

3.800

2.279*

1.521

Рентабельность основной деятельности, %

3.950

2.332*

1.618

Рентабельность капитала, %

1.117

0.041*

1.076

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами


–0.251


–0.029


–0.222

Коэффициент текущей ликвидности

0.803

0.991

–0.187

Коэффициент абсолютной ликвидности

0.002

0.002

0.000

Коэффициент восстановления платежеспособности

0.308

 

0.308

Коэффициент автономии

0.680

0.728

–0.048

Коэффициент оборачиваемости капитала

0.200

0.059

0.141

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности


0.648


0.252


0.396

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности


3.778


0.809


2.969

 

Перспективы развития

Перспективы развития Курганского автобусного завода во многом связаны с повышением качества выпускаемой продукции. Это может позволить предприятию увеличить объемы реализации и улучшить свои производственные показатели.

На заводе ведутся работы по производству автобусов на базе шасси производства ЗИЛ. Причем первая партия таких машин уже выпущена и была представлена на автомобильной выставке в Москве, где получила одобрение. Там же была показана еще одна модель автобуса, оснащенного двигателями германской фирмы “MAN”, которая также получила признание. Вместе с тем, у завода по-прежнему остается проблема реализации продукции, которая во многом связана с высокой ценой на изделия завода. Однако руководство предприятия рассчитывает привлечь клиентов за счет увеличения комфортабельности своих машин. Так, по оценкам специалистов, новые модели автобусов КАвЗ занимают одно из первых мест в России по комфортабельности, а по остальным показателям значительно опережают отечественные аналоги.

Следует отметить, что для реализации намеченных проектов заводу потребуется привлечение дополнительных инвестиций. Так, для реализации проекта по организации серийного производства автобусов малой вместимости на шасси малотоннажного дизельного грузового автомобиля ЗИЛ-5301 потребуются инвестиции в объеме 8 млн. руб. и $800 тыс. В условиях тяжелого финансового положения завода они могут быть привлечены из внешних источников, однако в связи с ухудшением макроэкономической ситуации в России у предприятия могут возникнуть затруднения с их получением.

 

Таблица 4.5

Бухгалтерский баланс АО “Курганский автобусный завод” за II квартал 1998 года, тыс. руб.

АКТИВ

01.01.98

01.07.98

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Нематериальные активы

110

66

61

Основные средства

120

497924

492441

в том числе
– здания, машины, оборудование и др.

122

497924

492441

Незавершенное строительство

130

16166

16229

Долгосрочные финансовые вложения

140

24372

22403

в том числе
– инвестиции в дочерние общества

141

21940

21940

– инвестиции в другие организации

143

463

463

– прочие долгосрочные финансовые вложения

145

1969

ИТОГО по разделу I

190

538528

531134

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Запасы

210

93703

100477

в том числе
– сырье, материалы и др. ценности

211

28346

21897

– МБП

213

2022

2075

– затраты в незавершенном производстве

214

60715

63917

– готовая продукция и товары

215

2406

12191

– товары отгруженные

216

5

5

– расходы будущих периодов

217

9

295

НДС по приобретенным ценностям

220

566

558

Дебиторская задолженность (свыше 12 мес.)

230

28000

в том числе
– векселя к получению

232

28000

Дебиторская задолженность (менее 12 мес.)

240

11231

26480

в том числе
– покупатели и заказчики

241

9791

25484

– задолженность участников (учредителей)

244

581

– прочие дебиторы

246

859

996

Денежные средства

260

215

278

в том числе
– касса

261

1

7

– расчетные счета

262

10

46

– валютные счета

263

202

224

– прочие денежные средства

264

2

1

Прочие оборотные активы

270

4

408

ИТОГО по разделу II

290

133719

128201

III УБЫТКИ
Непокрытые убытки прошлых лет

310

62003

62003

Использованная прибыль отчетного года

330

12319

ИТОГО по разделу III

390

62003

74322

БАЛАНС (сумма строк 190+290+390)

399

734250

733657

ПАССИВ

IV. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ
Уставный капитал

410

85000

56419

Добавочный капитал

420

324241

324241

Резервный капитал

430

3491

3386

в том числе
– резервные фонды

431

3491

3386

Фонды накопления

440

7999

7998

Целевые инвестиционные средства

441

175867

175772

Фонд социальной сферы

450

20

35

Нераспределенная прибыль отчетного года

480

5391

ИТОГО по разделу IV

490

596618

573242

V. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ПАССИВЫ
Заемные средства

510

706

706

в том числе
– прочие займы на срок более 12 мес.

512

706

706

ИТОГО по разделу V

590

706

706

VI. КРАТКОСРОЧНЫЕ ПАССИВЫ
Заемные средства

610

9192

5157

в том числе
– кредиты банков на срок менее 12 мес.

611

4000

– прочие займы

612

5192

5157

Кредиторская задолженность

620

125779

154416

в том числе
– поставщики и подрядчики

621

30521

63174

– векселя к уплате

622

12804

9334

– по оплате труда

624

11423

12712

– по социальному страхованию и обеспечению

625

23825

30026

– задолженность перед бюджетом

626

14804

28938

– авансы полученные

627

26408

2152

– прочие кредиторы

628

5994

8080

Доходы будущих периодов

640

1955

Резервы предстоящих расходов и платежей

660

136

ИТОГО по разделу VI

690

136926

159709

БАЛАНС (сумма строк 490 + 590 + 690)

699

734250

733657

 

Таблица 4.6

Финансовые результаты АО “Курганский автобусный завод” за II квартал 1998 года, тыс. руб.

Показатели

 

I полугодие 1998 года

I полугодие 1997 года

Выручка (нетто) от реализации продукции

10

100032

31723

Себестоимость реализации товаров, продукции

20

95928

30701

Коммерческие расходы

30

303

299

Прибыль (убыток) от реализации

50

3801

723

Проценты к получению

60

295

Прочие операционные доходы

90

9509

3852

Прочие операционные расходы

100

6734

4076

Прибыль (убыток) от хозяйственно-финансовой деятельности

110

6871

499

Прочие внереализационные доходы

120

2

54

Прочие внереализационные расходы

130

63

188

Прибыль (убыток) отчетного периода

140

6810

365

Налог на прибыль

150

1236

146

Отвлеченные средства

160

183

14071

Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода

170

5391

–13852


Соб. инф.


КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ЗАО "Анализ, Консультации и Маркетинг"
Cвидетельство о регистрации
средства массовой информации
Эл №ФС77-44607 от 15.04.2011г.
Сайт может содержать материалы 16+
Copyright © 1996- AK&M
 
Тел.: +7 (495) 916-70-30,
          +7 (499) 132-61-30
Факс: +7 (499) 132-69-18 / 60-93
E-mail: postmail@akm.ru
Адрес редакции: 119333, г. Москва,
ул. Губкина, д. 3

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100