Аналитика
сделать домашней страницей добавить в избранное По английски

Тутаевский моторный завод (06.07.98)

Общая характеристика

Структура уставного капитала

Характеристика региона

Производство

Реализация продукции

Финансовое состояние

Перспективы развития

Рынок акций

 

Общая характеристика

Тутаевский моторный завод является одним из крупнейших предприятий Ярославской области. Он расположен по адресу: 152300, Ярославская область, г. Тутаев, ул. Строителей, д. 1. Завод занимает 373.7 га земли и на нем работает 12 747 чел.

Основная сфера деятельности предприятия – производство дизельных двигателей, коробок передач и запасных частей, которые реализуются в основном российским и белорусским автомобильным заводам. АО ведет работу по налаживанию выпуска новых видов продукции и повышения качества уже выпускаемых.

Так, при поддержке руководства области разработан ряд проектов по перепрофилированию завода на выпуск продукции, отвечающей современной конъюнктуре рынка, реконструкции и обновлению производственных мощностей. Реализация этих проектов позволит увеличить объем производства, расширить рынки сбыта и создаст новые рабочие места.

Тутаевский моторный завод входит в состав компании “Русские моторы”, которая объединяет 4 предприятия Ярославской области (АО “Автодизель”, Тутаевский моторный завод, Ярославский завод топливной аппаратуры и Ярославский завод дизельной аппаратуры). Велика вероятность того, что Тутаевский моторный завод может объединиться с АО “Автодизель” (см. Новости эмитентов). Правление тутаевского завода на своем заседании признало целесообразным объединение и проведение реорганизации предприятия, главная цель которой – повышение эффективности производства. Однако окончательное решение должно принять общее собрание акционеров, которое намечено на июль 1998 года.

Кроме этого, Тутаевский моторный завод входит в состав межгосударственной финансово-промышленной группы “Бел-рус-авто”, что позволило заводу в 1997 году увеличить объемы производства и привлечь дополнительные средства.

Тутаевский моторный завод – градообразующее предприятие, что с одной стороны облегчает его существование, так как он может рассчитывать на поддержку руководства региона, однако с другой стороны он вынужден содержать различные социальные объекты, что обходится заводу не дешево и ухудшает и без того неблагоприятное финансовое состояние. Так, Тутаевский моторный завод является одним из крупнейших должников Ярославской области в федеральные и местные бюджеты и внебюджетные фонды. По данным на 1 июля 1998 года, его долг перед бюджетом составляет 74 млн. руб., а долг перед пенсионным фондом в мае этого года составлял 54 698 тыс. руб.

Состояние завода в настоящий момент является неблагоприятным как в производственной, так и в финансовой сфере, однако ведется работа по реконструкции производства, и в случае реализации намеченных проектов он сможет улучшить свое положение.

Структура уставного капитала

АО “Тутаевский моторный завод” акционировано по первому варианту льгот в 1994 году, в результате чего было выпущено 627709 обыкновенных и 209236 привилегированных акций типа А номиналом 1000 руб. Уставный капитал компании – 836.945 млн. руб. (без учета деноминации). Реестр акционеров ведет ЗАО “Независимый регистратор “Реестр-центр”. Дивиденды выплачивались только по итогам 1994 года из расчета 3000 руб. на одну обыкновенную и 6000 руб. на одну привилегированную акцию.

Тутаевский моторный завод является соучредителем ООО “Русские моторы” и ему принадлежит 20% уставного капитала.

Характеристика региона

Ярославская область образована 11 марта 1936 года с центром в г. Ярославль. Ее территория, на которой проживает 1442.9 тыс. чел., из которых 816.5 тыс. чел. – трудоспособное население, составляет 36.4 кв. км. Крупнейшими городами области являются Ярославль, Рыбинск, Тутаев, Переславль-Залесский, Углич и Ростов, они же крупнейшие промышленные центры.

Ярославская область входит в состав Центрального экономического района Российской Федерации и граничит с Московской, Тверской, Вологодской, Костромской, Ивановской и Владимирской областями. Наиболее развитыми отраслями промышленности является машиностроительный комплекс, в котором занято 175 тыс. чел., работающих на 568 предприятиях, а также топливная, химическая, нефтехимическая, деревообрабатывающая, легкая и пищевая промышленности. Кроме этого, достаточно хорошо развито сельское хозяйство. В области развита транспортная инфраструктура. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет 696 км, протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием – 7.6 тыс. км.

Руководство области уделяет большое внимание развитию промышленности. Так, губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын направил в Областную думу послание “О социально-экономическом положении и основных направлениях социально-экономической политики Ярославской области” на 1998 год, в котором отмечается, что важнейшей задачей для области в текущем году является активизация структурной перестройки промышленности. Основными ее направлениями названы следующие: государственная помощь оборонному комплексу области, работа с экономически перспективными промышленными комплексами, в частности, с группой “Русские моторы”, предприятиями нефтехимической промышленности, судостроения и поддержка градообразующих предприятий, среди которых названы АО “Тутаевский моторный завод”, “Славич”, “Чайка” и ряд других. По словам губернатора, в 1998 году необходимо достичь роста объемов промышленного производства по крупным и средним предприятиям не менее 7% к уровню 1997 года.

Производство

Тутаевский моторный завод производит дизельные двигатели, коробки передач и запасные части, которые реализуются в основном российским и белорусским автомобильным заводам. Кроме этого, завод предпринимает меры по налаживанию выпуска новых видов продукции и повышению качества существующих. Так, в начале 1997 года завод наладил выпуск четырехколесных мотоциклов “Рысь”, в конце 1996 года вошел в состав учредителей совместного предприятия по сборке автобусов (кроме этого в стадии рассмотрения находится еще ряд проектов).

По итогам 1997 года завод увеличил объемы производства на 6% по сравнению с 1996 годом. Объемы производства предприятиями транспортного машиностроения в 1996 и 1997 годах представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1

 

Рост производства на Тутаевском заводе начался в I квартале 1997 года, что стало возможным благодаря участию завода в российско-белорусской ФПГ “Бел-рус-авто” по производству двигателей. С российской стороны ее участниками являются предприятия, входящие в состав ООО “Русские моторы”, а с белорусской – Минский автомобильный завод, Минский завод колесных тягачей, Могилевский автомобильный завод и Жодинский завод карьерных самосвалов. Создание этой ФПГ позволило увеличить количество заказов, а следовательно – объемы производства. Кроме этого, предприятия, входящие в группу, получают средства Министерства финансов, что дает возможность направить их на развитие производства.

Однако в I квартале 1998 года на заводе произведено 65 двигателей, что на 17% меньше, чем за аналогичный период пошедшего года, хотя в целом по России производство двигателей в январе – марте 1998 года выросло на 6% за счет увеличения выпуска продукции на Заволжском моторном заводе на 11.7%.

Такое положение на заводе сложилось как из-за дефицита финансовых средств, так и из-за низкого спроса на его продукцию. По словам генерального директора АО “Автодизель” Владимира Соловьева, для того чтобы Тутаевский завод имел хотя бы минимальную рентабельность, ему необходимо довести годовой выпуск до 9 тыс. силовых агрегатов (производственные мощности позволяют выпускать 18 тыс. двигателей в год), но на такое количество нет спроса. По словам В. Соловьева, изучение рынка показало, что российские и белорусские автозаводы, которые являются основными потребителями продукции завода, смогут купить за год не более 3.5 тыс. моторов, производимых на Тутаевском заводе.

Большие надежды по стабилизации производства руководство Тутаевского моторного завода и АО “Автодизель” связывают с возможным объединением этих предприятий. Целесообразность такого шага записана в соглашении о намерениях, которое подписали представители четырех заинтересованных сторон: генеральные директора ОАО “Автодизель” Владимир Савельев, ОАО “Тутаевский моторный завод” Борис Пешков, ОАО “Русские моторы” Виталий Доленкин и губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын.

В результате объединения заводы получат возможность сократить затраты на производство, а также более рационально использовать ресурсы, так как предприятия работают в одном направлении. Кроме этого, сейчас в цепочке расчетов между ними, как между любыми юридическими лицами, присутствует налог на добавленную стоимость, который каждому из предприятий приходится перечислять по несколько раз по мере того, как комплектующие перемещаются с завода на завод в соответствии с технологическим процессом, что увеличивает и без того высокую себестоимость конечной продукции.

Реализация продукции

Продукция Тутаевского моторного завода реализуется автомобильным заводам России и Белоруссии. Основными потребителями являются: Минский автомобильный завод, Минский завод колесных тягачей, Жодинский завод карьерных тягачей, Могилевский автомобильный завод, Чебоксарский тракторный завод и Петербургский тракторный завод и АО “Промтрактор”.

Несколько расширило рынок сбыта и позволило увеличить объемы продаж создание российско-белорусской группы по производству и реализации дизельных двигателей. Кроме этого, завод получил дополнительный источник финансирования в виде кредитов, направленных на реализацию совместных проектов.

Однако до 90% потребителей рассчитывается за продукцию по бартерным схемам, что не позволяет предприятию покрывать текущие расходы и не дает реальных денег для расчетов с поставщиками и для платежей в бюджет и внебюджетные фонды. В результате этого растет кредиторская задолженность предприятия.

Еще одним негативным моментом является то, что общая емкость рынка двигателей, которые производит завод, составляет 3.5 тыс. в год, что составляет 19.4% от производственной мощности Тутаевского моторного завода. Поэтому заводу необходимо обновить ассортимент выпускаемых изделий. Кроме этого, необходимо повысить качество продукции. Так, завод приступил к производству и реализации мотоциклов “Рысь”, кроме этого рассматривается возможность выпуска двигателей для автобусов, создания мощностей для выпуска коробок передач и ряд других проектов, которые позволят увеличить реализацию продукции.

Финансовое состояние

Финансовое состояние Тутаевского моторного завода можно охарактеризовать как неустойчивое. Так, по итогам I полугодия 1997 года балансовый убыток составил 25 413 млн. руб. (без учета деноминации), однако нужно отметить, что он уменьшился на 18.9% по сравнением с аналогичным периодом 1996 года. Это, вероятно, стало результатом увеличения объемов производства, которое началось в I квартале 1997 года.

 

Таблица 2.1

Основные финансовые показатели Тутаевского моторного завода за I полугодие 1997 года

Показатель

I полугодие 1997 года

1996 год

Рентабельность продаж, %

– 10.879

– 16.841*

Рентабельность основной деятельности, %

– 9.812

– 14.413*

Рентабельность капитала, %

– 0.734

– 0.909*

Коэффициент обеспеченности
собственными оборотными средствами


– 0.738


– 0.737

Коэффициент текущей ликвидности

0.590

0.592

Коэффициент абсолютной ликвидности

0.002

0.000

Коэффициент восстановления платежеспособности

0.294

Коэффициент автономии

0.777

0.814

* рентабельность за I полугодие 1996 года

 

Структура баланса характеризуется отсутствием собственных средств в обороте, о чем свидетельствует соответствующий коэффициент (таблица 2.1). Кроме этого, сократилась доля собственных средств в общей стоимости имущества (несмотря на это, коэффициент автономии находится в допустимых границах).

Одной из основных проблем, которую предстоит решить заводу, является повышение ликвидности баланса. Так, по итогам 6 мес. 1997 года кредиторская задолженность превышала дебиторскую на 78.7%, однако рост дебиторской задолженности опережал рост кредиторской задолженности. Увеличение дебиторской задолженности произошло за счет роста задолженности потребителей, кроме этого они в основном рассчитываются за приобретенную продукцию по бартерным схемам, что не дает компании необходимых денежных средств. В результате этого растут задолженность завода перед поставщиками, долги по зарплате и перед бюджетами различных уровней.

Для выхода из кризиса компании необходимо привлечение дополнительных средств. Кроме этого, необходимо повысить рентабельность производства и улучшить ситуацию с погашением кредиторской и дебиторской задолженности, а также уменьшить себестоимость выпускаемой продукции, которая в I полугодии 1997 года выросла на 41% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Для этого разработан комплекс мероприятий по передаче в муниципальную собственность объектов соцкультбыта, которые находятся на балансе завода.

Перспективы развития

Перспективы развития Тутаевского моторного завода связаны, прежде всего, с развитием производства и выводом его на рентабельный уровень.

В связи с этим при поддержке руководства области разработан ряд инвестиционных проектов, которые предусматривают создание мощностей по выпуску автобусов особо большой вместимости и силовых агрегатов к ним, проведение комплекса работ по модернизации производства и его перепрофилированию на выпуск более современных двигателей для автобусов, дорожно-строительной техники и большегрузных автомобилей. Предполагается также создание мощностей по выпуску коробок передач.

Для реализации намеченных проектов потребуется замена устаревшего и установка нового оборудования, а также строительство дополнительных производственных мощностей. Кроме этого, необходимо привлечение внешних источников финансирования, так как завод не располагает собственными средствами.

Еще один толчок к развитию производства дает участие компании в российско-белорусской ФПГ “Бел-рус-авто”, что позволит ей увеличить объемы продаж, а также получить часть средств, направляемых на финансирование проекта по развитию дизелестроения.

Кроме этого, руководство завода возлагает большие надежды на возможное объединение с АО “Автодизель”, что позволит сократить расходы и более эффективно использовать имеющиеся ресурсы.

Таким образом, Тутаевский моторный завод имеет неплохие перспективы развития, однако в ближайшее время полной стабилизации ситуации на заводе, вероятно, не произойдет. Это связано с финансовыми трудностями и накопившимися долгами, к тому же сроки окупаемости намеченных проектов – от 1.7 года до 8 лет. Кроме этого, улучшение ситуации с оплатой продукции завода и увеличением доли реальных денег в общей сумме платежей в значительной степени зависит от улучшения в производственном секторе экономики страны.

Рынок акций

На рынке обращаются обыкновенные и привилегированные акции Тутаевского моторного завода. Однако рынок этих ценных бумаг слабо развит, с ними работает небольшое количество операторов и они не включены в списки торговых систем. Пик активности приходился на II полугодие 1997 года, а в начале 1998 года активность снизилась.

Капитализация Тутаевского моторного завода ниже, чем у профильных предприятий (таблица 2.2), что, вероятно, связано с неудовлетворительными результатами работы завода, а также с низкой известностью их на рынке.

В ближайшее время, вероятно, не произойдет значительного роста курсовой стоимости акций Тутаевского моторного завода, так как стабилизационный период на заводе находится в самом начале.

 

Таблица 2.2

Основные рыночные показатели предприятий транспортного машиностроения

Показатель

Тутаевский моторный завод

Автодизель

Ярославский завод дизельной аппаратуры

Объем товарной продукции, $тыс.

64299.17562

1971575

192966

Капитализация, $тыс.

2353.909

12669.756

3502.587

Капитализация/объем товарной продукции


0.037


0.006


0.018

Спрэд, %

550.000

180.000

275.000


Соб. инф.


КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ЗАО "Анализ, Консультации и Маркетинг"
Cвидетельство о регистрации
средства массовой информации
Эл №ФС77-44607 от 15.04.2011г.
Сайт может содержать материалы 16+
Copyright © 1996- AK&M
 
Тел.: +7 (495) 916-70-30,
          +7 (499) 132-61-30
Факс: +7 (499) 132-69-18 / 60-93
E-mail: postmail@akm.ru
Адрес редакции: 119333, г. Москва,
ул. Губкина, д. 3

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100