ГЕОПОЛИТИКА

МАКРОЭКОНОМИКА

ИНТЕРВЬЮ

Анализ отраслей
Машиностроение
Нефтегазодобыча
Связь
Электроэнергетика
Черная и цветная металлургия
Жилищное  строительство

Банковская система
Кредитный вестник
Исследования по заказу
Глоссарий

На главную страницу

Тенденции
Эмитенты
Новости
Базы данных
Аналитика
Рейтинги
Валюты
Конференции

Об Агентстве
Продукты
Контактная информация



 


БАНК РОССИИ: МОШЕННИЧЕСТВА С БАД ПРИОБРЕТАЮТ НОВЫЕ ФОРМЫ.

В уходящем году в Москве и регионах России активизировалась деятельность мошенников, использующих сети распространения биологически активных добавок (БАД), лекарств и других товаров. Объектом мошенничества в основном становятся пожилые и тяжело больные люди.

Схема обмана покупателей БАД и лекарств впервые появилась около дух лет назад. Злоумышленники, представляясь должностными лицами различных ведомств, предлагали выплатить компенсацию за ранее приобретенные препараты. Они обещали перечислить денежные средства на счет гражданина в банке или выплатить их наличными, но только после внесения «налога» или «госпошлины». Ведомства неоднократно предупреждали население об этих способах мошенничества.
В последнее время криминальными дельцами в ряде случаев использовались новые изощренные схемы обмана доверчивых граждан. Теперь они сообщают, что покупатель приобрел БАД у недобросовестных поставщиков, против которых заведены уголовные дела или, что фирмы-распространители уже обанкротились. Однако, уверяют мошенники, государство заботится о своих гражданах и, несмотря на то, что продавца уже не существует, потребителям положена государственная компенсация. При этом в качестве ведомств, гарантирующих выплаты, называются Минфин, Центробанк, Роспотребнадзор или Федеральная налоговая служба.
Чаще всего пострадавшим обещают компенсационные выплаты через Сбербанк или Центробанк. Информационное агентство АК&М обратилось к руководству Главного управления безопасности и защиты информации Банка России за комментариями.

Схема мошенничества с БАД изменилась, расскажите о ней подробнее.

В последнее время мошенники акцентируют внимание на том, что гражданин приобрел БАД у недобросовестных распространителей. Злоумышленники осуждены и понесли наказание. При этом гражданам все равно положена компенсация, даже если фирмы, продавшей БАД, уже не существует.
В остальном схема практически осталась прежней. Мошенники звонят по телефону и предлагают компенсацию. Ее якобы перечислит на счет или выдаст наличными Сбербанк или Банк России. Но сначала покупатель БАД должен заплатить «налог» или «госпошлину» срочным денежным переводом БЛИЦ на указанное имя.
«Компенсация», как правило, зависит от той суммы, которую потратил человек на приобретение БАД, и может превышать несколько сотен тысяч рублей. «Налог» или «госпошлина» бывают различными. Кто-то просит перечислить всего тысячу, кто-то - более существенную сумму, в зависимости от предлагаемой «компенсации».

Сколько обращений поступило в Банк России от обманутых граждан, из каких регионов?

В Банк России с августа 2010 года поступило около 80 писем и 30 звонков из Москвы и Московский области, Санкт-Петербурга, Волгограда, Воронежа, Республики Коми, Орска, Тюмени и Томска. Мошеннические предложения носят массовый характер, поэтому география обращений очень широкая. Мы получаем также письма по электронной почте, но их немного. Как правило, это обращения от жителей московского региона. Мы отвечаем на каждое письмо, если есть обратный адрес.

Кто становится жертвами злоумышленников?

Преступники обманывают самых беззащитных людей. К нам обращаются ветераны войны, а также инвалиды, которые в надежде излечиться от своих болезней используют различные лекарства, в том числе и БАД. Если говорить о возрасте, то это граждане преимущественно от 60 лет и старше. Совсем недавно, например, в здание ЦБ на Неглинной приехала пенсионерка из Воронежа. Злоумышленники, представившись сотрудниками Центробанка, пообещали ей выдать наличными 80 тыс. руб. Ей сказали адрес Банка России, куда она должна приехать за компенсацией, телефон. Пожилая женщина потратила последние деньги на билет и приехала в Москву. И таких примеров, к сожалению, когда люди едут в Москву из регионов за компенсацией, становится все больше.

Мошенники обращаются к своим потенциальным жертвам только по телефону?

Как правило, да. Но, если человек, например, сомневается и просит показать документы, то мошенники теряют интерес или предлагают личную встречу на нейтральной территории. А при личном контакте предъявляют своей жертве поддельные документы, например, «удостоверение» работника Банка России или другого государственного органа, которое можно подделать без особого труда, не особо заботясь о соответствии оригиналу. А так как пенсионеры привыкли верить документам, то злоумышленники быстро достигают своего результата.

Как Вы взаимодействуете с правоохранительными органами?

Все обращения граждан пересылаются в правоохранительные органы, так как мы не имеем права проводить собственное расследование, не можем помочь обманутым гражданам вернуть деньги. Но известно, что правоохранительные органы московского и других регионов проводят соответствующие мероприятия. Надеемся, что мы скоро услышим об их результатах.

Как в руки мошенников попадают базы данных пенсионеров, которые приобрели БАД?

Можно только предполагать, где мошенники берут базы данных, но очевидно, что у них имеются точные данные на человека, который приобрел БАД, его фамилия, паспортные данные, возраст.
Получается, что первый раз пенсионера обманули, сказав, что биологически активная добавка - лекарство, между тем это пищевой продукт, который не является лекарственным средством и не может применяться для лечения каких-либо заболеваний человека, а второй раз, когда ему предложили компенсацию.

Какие действия необходимо предпринимать, чтобы остановить мошенников?

Информацию о мошенниках надо как можно чаще размещать в различных средствах массовой информации. Вот наиболее эффективный способ оградить людей от подробных преступных действий. Главное – сделать информацию достоянием гласности. При этом мы стремимся к тому, чтобы информация о противоправных действиях попала в областную, краевую, муниципальную прессу, так как люди в регионах подчас менее информированы, а значит, более уязвимы.

Подобные мошенничества возникают, в том числе, из-за недостаточной финансовой грамотности населения. Как надо проводить работу с населением, чтобы подобных случаев было меньше?

Мы надеемся, что именно СМИ помогут людям повысить финансовую грамотность. Бывают, конечно, очень подкованные пенсионеры, которые знают законы, но их, к сожалению, меньшинство. При этом хочется обратиться к молодому поколению, чтобы они рассказывали своим пожилым родственникам о мошеннических действиях преступников.
Злоумышленники изобретают все более изощренные методы обмана. Без помощи СМИ, конечно, не обойтись.
Возвращаясь к нашему разговору, ещё раз хочется напомнить, что в случае поступления предложений от имени Центрального банка, федеральных органов исполнительной власти о получении каких-либо компенсаций за приобретенные товары, в том числе биологически активные добавки, гражданам следует незамедлительно обращаться в правоохранительные органы.

 

 

 


КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ЗАО "Анализ, Консультации и Маркетинг"
Cвидетельство о регистрации
средства массовой информации
Эл №ФС77-44607 от 15.04.2011г.
Сайт может содержать материалы 16+
Copyright © 1996- AK&M
 
Тел.: +7 (495) 916-70-30,
          +7 (499) 132-61-30
Факс: +7 (499) 132-69-18 / 60-93
E-mail: postmail@akm.ru
Адрес редакции: 119333, г. Москва,
ул. Губкина, д. 3

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100