ГЕОПОЛИТИКА

МАКРОЭКОНОМИКА

ИНТЕРВЬЮ

Анализ отраслей
Машиностроение
Нефтегазодобыча
Связь
Электроэнергетика
Черная и цветная металлургия
Жилищное  строительство

Банковская система
Кредитный вестник
Исследования по заказу
Глоссарий

На главную страницу

Тенденции
Эмитенты
Новости
Базы данных
Аналитика
Рейтинги
Валюты
Конференции

Об Агентстве
Продукты
Контактная информация



 


Только страхование, ничего лишнего

Страховая отрасль в силу своей специфики будет выходить из кризиса одной из последних. О том, как сохранить бизнес прибыльным и что хотят клиенты от страховщика в кризис, согласился рассказать председатель совета директоров Страхового Дома ВСК Сергей Цикалюк.

Сергей Алексеевич, есть сегменты рынка, по которым экономический кризис ударил особенно сильно, например,  по автомобильной промышленности.  Как кризис сказался на страховой отрасли?

— Сразу скажу, что прогнозы, сделанные в прошлом году, не оправдались. Крупные страховые компании справились с кризисными явлениями. На сегодняшний день это один из важнейших индикаторов стабильности ведущих страховщиков.

Конечно, сборы по некоторым видам страхования не могли не сократиться. Например, по страхованию имущества предприятий, а также по автострахованию – в связи с падением продаж у ряда автоконцернов и автодилеров на 40-50%. Конечно, в такой ситуации те из страховщиков, портфель которых на 60% состоял из автострахования, оказались в непростом положении.  

Портфель ВСК диверсифицирован по отраслям и территориальному признаку.
В общем сборе премий доля договоров с юридическими лицами составляет 47%, с физическими лицами — 53%. На автострахование приходится не более трети портфеля. Сеть филиалов и отделений, работающих в каждом регионе (и созданная в начале 90-х, примерно за десять лет до выхода закона о страховании гражданской ответственности автовладельцев) сегодня генерирует до 90% поступлений компании.

Между тем,  немногие страховщики могут говорить сегодня о прибыльности своего бизнеса …

—  Действительно, у многих страховщиков, входящих в топ-20, согласно отчетности, предоставленной в надзорные органы, за первые девять месяцев 2009 года получен отрицательный финансовый результат. В первую очередь — у компаний, наращивавших портфель за счет автострахования, осуществлявших выплаты за счет страховой премии, собираемой с новых клиентов с целью получения положительного кассового результата любой ценой.

А каковы результаты деятельности ВСК?
— Чистая прибыль после налогообложения за 9 месяцев превысила 718,5 млн рублей, а рентабельность основной, страховой деятельности составляет около 5%.  Этот год мы планируем закончить с прибылью в объеме около миллиарда рублей.

На фоне общего снижения страхового рынка по ключевым направлениям бизнеса ВСК был достигнут рост: по корпоративному страхованию — на 8% , по розничному — на 4%.

Наиболее высокие темпы роста компания демонстрирует по страхованию в
авиационной и космической сферах — темп роста 148%; страхованию водных судов — 155%; добровольному медицинскому страхованию — 116%; страхованию строительно-монтажных рисков и ответственности строителей — 106%, страхованию сельскохозяйственных рисков — 130%, страхованию имущества, строений, жилья граждан — 105%, страхованию грузов и неморских перевозчиков — 107%, страхованию выезжающих за рубеж — 112%.  

Основным локомотивом роста продаж для компании являются регионы. Мне приятно отметить, что в период общей нестабильности в экономике масштабность и устойчивость компании стали особенно очевидны.

Компания активизирует работу на новых для неё отраслевых рынках. Растет число договоров с крупными предприятиями транспортного машиностроения, химической и нефтехимической промышленности, предприятиями сферы торговли и услуг, а также с рядом компаний, занимающихся разработкой месторождений. Организована работа по страхованию перевозок денежной наличности с рядом банков на территории страны, спрос с их стороны на эту услугу растет.

А если говорить о  месте ВСК по сбору премий в рейтинге страховщиков?

— Мы сохраняем лидерские позиции, с 2001 года «Эксперт РА» подтверждает исключительно высокий уровень надежности нашей компании, а также первые места в ряде сегментов, например, банкостраховании, страховании лизинговой деятельности, страховании профессиональной ответственности и других.

В настоящее время большое значение имеет оценка финансового здоровья компании, сформированных резервов, активов, собственных средств.

Например, мы участвуем в проекте сравнительного анализа ключевых показателей деятельности на базе отчетности по стандартам МСФО. Оказывается, комбинированная убыточность ряда крупных страховщиков в 2007 и 2008 году была выше 100%, а иногда доходила до 117%. Это  говорит о том, что в течение последних лет ряд страховых компаний по своей основной деятельности показывают убыток. До кризиса западные  и некоторые российские страховые компании зарабатывали на инвестировании средств страховых резервов, мы – развивали страховой бизнес.  Страховая деятельность может и должна быть рентабельной. Практика нашей компании и некоторых других доказывает, что это возможно.

То, что страховая отрасль стагнирует, поскольку является зависимой от других отраслей, понятно. А как в этих условиях страховщик может оставаться прибыльным?

—  Может. При наличии долгосрочной стратегии развития и цели. Наша цель, и я об этом уже неоднократно заявлял, — стать лидером на страховом рынке России среди рыночных компаний.

Невозможно приблизиться к этой цели, не располагая значительными  финансовыми ресурсами,  развитыми бизнес-технологиями. Наш бизнес диверсифицирован по отраслям и регионам. По итогам девяти месяцев этого года ни один филиал не показал убыток.

Все это не случилось в один день. Несколько лет назад мы начали инвестировать в современные решения в области IT. И сегодня в основе нашей работы совершенно иные технологии, позволяющие существенно снизить наши издержки. Все 600 филиалов и отделений компании работают в едином информационно-экономическом пространстве. Например, объем информационной системы ВСК на сегодняшний день превышает 15 Тб. А единая база позволяет видеть все договоры, заключаемые в компании, оперативно принимать управленческие решения. Для клиентов это означает сокращение сроков урегулирования убытков. Так, большая часть страховых дел по ОСАГО урегулируются в нашей компании (от подачи заявления до выплаты) в течение 5 дней.
В кризис нам удалось  заметно оптимизировать расходы на взаимодействие с территориальными подразделениями путем сокращения командировок специалистов в филиалы. Благодаря внедрению передового средства ведения коммуникаций компании «Майкрософт» - системы объединенных коммуникаций – мы имеем возможность проводить конференции с нашими сотрудниками, независимо от того, в каком городе они находятся.

 Какие еще факторы могут влиять на развитие страховой отрасли сегодня?

—  На мой взгляд, недостаточное внимание со стороны государства. Раньше предпринимались какие-то инициативы в поддержку страховой индустрии, но, к сожалению, это так ничем и не закончилось.
Приведу пример. На одном из заседаний правительства, где обсуждалась концепция стратегии развития отрасли, глава МЧС России С. Шойгу  говорил о необходимости активного страхования от пожаров, ведь за год в стране выгорает площадь, равная городу с населением в 250 000 человек.
К страхованию пострадавшие не прибегают, эти расходы ложатся на государство. После трагедии в Перми чиновники снова заговорили о необходимости обязательного страхования объектов, которые посещает большое количество людей: магазины, кафе, дискотеки, кинотеатры и др.  Однако, следует помнить, что ни один объект, подобный тому, где произошла трагедия, не мог бы быть застрахован, если бы не был обеспечен должным уровнем пожарной безопасности.  

К сожалению, приходится констатировать также отсутствие необходимой солидарности и координации в страховом сообществе по отстаиванию своих интересов в системе государственного управления. Нет понимания отдельными чиновниками того, что освободив от налогообложения накопительные виды страхования для граждан, уже оплативших налоги из своего дохода, можно позволить населению самому решать свои задачи, например, по обеспечению высокого уровня медицинской помощи, достойной пенсии, покупки квартиры для своего ребенка, а для финансовой системы государства обеспечить приток десятков миллиардов средств страховых резервов страховых компаний.

Как сейчас осуществляется регулирование страхового рынка государством?

— Считаю, что регулирование рынка происходит на сегодняшний день  с необходимой степенью жесткости. Если страховщики  будут выполнять требования государства, то будут соблюдены интересы и страховых компаний и страхователей.

То есть для успешного ведения страхового бизнеса достаточно накопленного мирового опыта, и ничего изобретать не нужно?

—  Страховщикам еще необходимо учиться управлять рисками, своим страховым портфелем, учиться жить в соответствии с теми требованиями, которые нам предъявляют надзорные органы.  При учете интересов потребителей страховых услуг, важно учиться не идти на поводу у страхователей, когда они  предъявляют неправомерные требования.

Профессиональный страховщик приходит к страхователю не для того, чтобы договориться о размере комиссии.   Страховщик приходит для того, чтобы рассказать о том, что «у нас есть страховая программа, актуальная для отрасли, в которой работает ваше предприятие, оно получит компенсацию в случае ущерба,  а вот - перестраховочная программа: ваш риск надёжно перестрахован».

Страховая компания — это, в первую очередь, механизм защиты имущественных интересов владельцев бизнеса различных форм собственности, гражданина.

Все-таки кто сегодня  диктует свои условия: страхователь или страховщик?

— По моим наблюдениям, среди корпоративных клиентов заметно возросло число людей, которые становятся требовательны к качеству страховой защиты го продукта, сервису, а главное — финансовой устойчивости компании. Категория страхователей, у которых доминирует желание добиться низкого тарифа безотносительно качества страховой услуги при заключении договора, незначительна.
Общее число заключенных договоров ВСК за 9 месяцев  2009 г. составило 1,9 млн. Этого нам удалось добиться за счет формирования качественно нового уровня отношений со страхователями, учета их интересов при формировании страхового продукта, а также финансовой состоятельности нашей компании, повышения технологичности региональной сети, инноваций в сервисе, в частности, в процессе урегулирования убытков.
Как изменилась клиентская база за годы существования компании?

—  Кардинально.  В 1993 году в общей структуре портфеля 96% приходилось на бюджетных клиентов, в 1996 — 60%. В 2009 году на бюджет в портфеле компании приходится до 5%.
У нас нет зависимости от одного или нескольких крупных клиентов, в том числе в регионах. Нам удалось создать полностью рыночную компанию, с одним из наиболее диверсифицированных портфелей по отраслям и территориальному признаку.

Для кризиса характерна консолидация бизнеса. Рассматриваете ли Вы возможность покупки других страховых компаний?

— Среди компаний, которые находятся на этапе смены собственника, мы не видим тех, которые в полной мере разделяли бы нашу философию бизнеса. Очень важно, чтобы партнер был готов разделять наше стремление к технологизации процессов и в целом – к устойчивому развитию, несмотря на кризисные явления в экономике и другие препятствия. 

Сегодня модно говорить о том, что кризис для некоторых отраслей имел и оздоравливающую функцию. Так ли это?

—  Еще несколько лет назад на российском рынке процветала возвратная схема: вся заработная плата шла через крупных страховщиков. Буквально три-четыре года назад многие из них публично каялись в этом. По сути, это стало первым отрезвлением для рынка.
Кризис также возымел отрезвляющее значение на многих участников финансового рынка. Мы видим  желание потенциального страхователя  получить реальную страховую защиту от надежного страховщика. Для многих это прозрение дорого обошлось, но оно того стоит.

По вашему опыту, от чего зависит успешная реализация задуманной стратегии?

— От поставленной цели. Насколько далеко вы можете заглянуть в будущее?
Много лет назад мы сумели сделать это. Создали единую телекоммуникационную сеть, которая на данный момент объединяет 600 филиалов и отделений компании, инвестировали в новые технологии, покупали и покупаем современные офисы, чтобы повысить комфортность рабочих мест для сотрудников, а значит - вывести на качественно новый уровень сервис, предоставляемый клиентам компании.

Сегодня наши планы не ограничиваются и ближайшими 10-15 годами. Несмотря на федеральный масштаб, бизнес-процессы компании достаточно технологичны, что позволяет нам внедрять инновации и антикризисные меры. Ведь в кризис выживают самые прагматичные и профессиональные. И мы уверенно смотрим в будущее.

 


КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ЗАО "Анализ, Консультации и Маркетинг"
Cвидетельство о регистрации
средства массовой информации
Эл №ФС77-44607 от 15.04.2011г.
Сайт может содержать материалы 16+
Copyright © 1996- AK&M
 
Тел.: +7 (495) 916-70-30,
          +7 (499) 132-61-30
Факс: +7 (499) 132-69-18 / 60-93
E-mail: postmail@akm.ru
Адрес редакции: 119333, г. Москва,
ул. Губкина, д. 3

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100