Аналитика
сделать домашней страницей добавить в избранное По английски

Авиастар (17.05.99)

Общая характеристика

Приватизация и структура уставного капитала

Характеристика региона

Производство

Реализация продукции

Финансовое состояние

Перспективы развития

 

Общая характеристика

Ульяновский авиапромышленный комплекс “Авиастар” является одним из крупнейших в России производителей авиационной техники. Строительство предприятия началось в 1979 году, а закончилось в начале 90-х. Предполагалось, что завод будет выпускать военные самолеты “Ту”, однако с изменением военной доктрины СССР предприятие было переориентировано на производство гражданских машин.

В настоящее время Авиастар серийно производит пассажирские среднемагистральные лайнеры Ту-204 различных модификаций, выпуск которых начался в 1989 году, а также транспортные самолеты Ан-124 (Руслан), которые изготавливаются с 1985 года.

Предприятие выпускает довольно конкурентоспособную продукцию, однако до 1997 года находилось в сложном финансовом положении. Это было связано со снижением спроса на продукцию завода, которое, в свою очередь, обусловлено низкой платежеспособностью потребителей на внутреннем рынке и утратой старых каналов сбыта на внешнем. Следует отметить, что в настоящее время положение предприятия улучшилось в связи с подписанием ряда контрактов на поставки летательных аппаратов на экспорт. Главным партнером Авиастара является египетская фирма “Като Ароматик”, имеющая исключительное право на продажу ульяновских Ту-204 с западными двигателями. Для этих целей была учреждена лизинговая компания “Sirocco Aerospace International”.

Приватизация и структура уставного капитала

АО “Ульяновский авиапромышленный комплекс “Авиастар” образовано в 1992 году в результате приватизации по второму варианту льгот одноименного государственного предприятия. В связи с преобразованием ГП в АО была проведена эмиссия 2685690 обыкновенных акций номиналом 1000 рублей. После этого компания несколько раз проводила дополнительные выпуски ценных бумаг того же номинала, а в 1998 году в связи с деноминацией рубля номинальная стоимость акций была уменьшена в 1000 раз.

В настоящее время уставный капитал Авиастара составляет 1605001.8 млн. руб. Он разделен на 1605001800 обыкновенных акций номиналом 1 руб. Реестр акционеров ведет ОАО “Центральный московский депозитарий” (Москва). Структура уставного капитала по данным на 1 апреля 1998 года приведена на рисунке 3.1.

 

Рисунок 3.1

 

В настоящее время, согласно данным, обнародованным Комиссией по проверке деятельности “Авиастара”, созданной администрацией и Законодательным собранием Ульяновской области, зарубежные акционеры в общей сложности владеют 31.8% уставного капитала завода. Однако в соответствии с принятым в 1997 году федеральным законом зарубежным акционерам не может принадлежать более 25% акций российских предприятий авиационной промышленности. В связи с этим в заключении Комиссии говорится, что Ульяновскому авиационному заводу “Авиастар” необходимо провести новую эмиссию акций, чтобы сократить долю зарубежных акционеров.

До 1995 года компания регулярно выплачивала дивиденды, за 1996 и 1997 годы дивиденды не выплачивались. По итогам 1998 года Авиастар также не планирует выплачивать дивиденды. Такое предложение вынес Совет директоров компании, однако окончательное решение по этому вопросу будет принято на годовом собрании, которое пройдет 25 июня 1999 года. Дивидендная история компании приведена в таблице 3.1.

 

Таблица 3.1

Дивидендная история АО “Авиастар”, руб.

Тип акции

1992

1993

1994

1995

1996

1997

Обыкновенная

510

1830

200

200


* Данные без учета деноминации

 

Авиастар имеет доли в уставный капиталах следующих компаний: ЗАО “Авиастар-СП” (100%), АО “Авиастарбанк” (35%), ФД “Авиастар-Инвест” (35%), ЗАО “Волга-Днепр” (35%), АО “Антей” (50%).

Характеристика региона

Ульяновская область была образована 19 января 1943 года с центом в городе Ульяновске. Она занимает площадь 37.3 тыс. кв. км, на которой проживает 1444 тыс. человек. На долю городских жителей приходится 63% всего населения области. Всего в состав области входят 21 район, 6 городов и 32 поселка. Крупнейшими городами являются Ульяновск, Димитровград, Инза и Барыш.

Ульяновская область входит в состав Поволжского экономического района РФ и граничит с Пензенской, Саратовской и Самарской областями, республиками Чувашия, Мордовия, Татарстан. В структуре экономики преобладает промышленность. Наиболее развитыми отраслями являются машиностроение (автомобильная промышленность, производство станков, электротехнической продукции и приборов), промышленность строительных материалов, легкая и пищевая промышленность. Крупнейшими промышленными предприятиями области являются Авиастар, АО “Волжские моторы” Ульяновский завод тяжелых станков, Ульяновский автомобильный завод и ряд других. На земли сельскохозяйственного назначения приходится 59.7% всей площади области.

По объему промышленного производства, который в 1998 году составил 12249 млн. руб., Ульяновская область относится к числу средних в России. По итогам 1998 года объем промышленного производства области снизился на 13.2% по сравнению с 1997 годом, что является одним из худших показателей в Поволжском районе и ниже среднероссийского (5.2%).

Производство

В Авиастар входит 35 подразделений, крупнейшими из которых, кроме самолетостроительного завода, являются станкостроительный завод, завод “Агрегат”, авиакомпания “Авиастар” и аэропорт “Восточный”. В 1997 году в самостоятельную структуру выделено самолетное производство, зарегистрированное как АОЗТ “Авиастар СП”. Целью создания нового предприятия являлась оптимизация самолетостроительного производства. В производственную цепочку изготовления самолетов включено около 600 предприятий России и 150 предприятий стран СНГ и Балтии.

В настоящее время основными видами продукции предприятия являются грузовые самолеты Ан-124 “Руслан” и Ту-204. “Руслан”, разработанный конструкторским бюро им. Антонова, является самым большим из выпускающихся серийно самолетов в мире. Размах крыла составляет 76.3 м, длина 69.9 м., высота 21.5 м., масса пустого самолета 175 тонн, допустимая взлетная масса 392 тонны, грузоподъемность 120 тонн.

Самолет Ан-124 является лидером в сфере перевозок негабаритных сверхтяжелых грузов и практически не имеет аналогов. Его ближайшим конкурентом является грузовой вариант Боинга-747, который мало уступает “Руслану” в грузоподъемности, но накладывает существенные ограничения на конфигурацию грузов. Благодаря универсальности Руслан может взять на борт сверхтяжелые и нестандартные грузы. По данным журнала “Авиарынок”, 64% уникальных авиаперевозок в мире приходится на долю ульяновской авиакомпании “Волга-Днепр”, оснащенной этими летательными аппаратами. Одним из учредителей компании является Авиастар. О качестве этих летательных аппаратов говорит тот факт, что эти самолеты использует американская авиастроительная корпорация “Боинг”, которая перевозит внутри США двигатели для своих самолетов на “Русланах”.

В настоящее время Авиастар выпускает АН-124-100, который является тяжелым коммерческим транспортным самолетом. Кроме него семейство транспортных самолетов АН-124 включает в себя: АН-124-100М – модифицированный вариант самолета АН-124-100 с экипажем 4 человека, на котором установлены следующие системы: предупреждения столкновения самолетов в воздухе TXAS-11, коммерческой спутниковой связи SAT-906 фирмы “Collins”, спутниковой навигации LTN-2001 и инерциальной навигации LTN-101 фирмы “Litton”; АН-124-2ХХ – экипаж 3 человека, максимальный взлетный вес 405 тонн, максимальная коммерческая нагрузка 130 тонн.

Вторым важным направлением деятельности предприятия является изготовление пассажирских среднемагистральных самолетов Ту-204. Базовый вариант этого летательного аппарата имеет максимальный взлетный вес 94.6 тонн, пассажировместимость до 230 чел., максимальную дальность полета 2800 км при максимальной коммерческой нагрузке 21 тонна. Семейство пассажирских среднемагистральных самолетов Ту-204 включает:

  • ТУ-204-1ХХ – пассажирский самолет с увеличенным взлетным весом до 103 т, максимальной дальностью полета 4700 км, максимальной коммерческой нагрузкой 21 тонна и максимальной пассажировместимостью 230 чел.;
  • ТУ-204-2ХХ – пассажирский самолет с увеличенным взлетным весом до 110.75 тонн, максимальной дальностью полета 4800 км при максимальной коммерческой нагрузке 21 тонн и максимальной пассажироемкостью 240 человек;
  • ТУ-204-3ХХ (ТУ-234) – пассажирский самолет с укороченным фюзеляжем, взлетным весом 103 тонны, максимальной пассажировместимостью до 160 человек, предназначенный для эксплуатации на авиалиниях протяженностью до 9300 км.

Все самолеты семейства ТУ-204 имеют грузовые варианты. Эти летательные аппараты могут оснащаться как российскими авиадвигателями ПС-90А производства АО “Пермские моторы”, так и двигателями британской фирмы “Rolls-Royce”.

Конкурентная среда Ту-204 не столь благоприятна, как у “Руслана”. На внутреннем рынке его конкурентами являются среднемагистральный Ту-154 производства самарского Авиакора, преимуществом которого является его цена: Ту-154 в 1.5 раза дешевле, чем Ту-204. Однако, по мнению специалистов, Ту-204 выигрывает по экономичности расходования топлива. При той же загруженности пассажирами, что и Ту-154, годовой эффект экономичности Ту-204 составляет около 1.5 млрд. руб. Вторым конкурирующим предприятием на внутреннем рынке является КАПО, которое производит ту же продукцию, что Авиастар – а именно самолет Ту-204-200.

В настоящее время рассматривается возможность создания интегрированной авиастроительной компании по разработке, производству, продаже и содействию эксплуатации самолетов марки “Ту”. По словам начальника департамента авиационной промышленности Министерства экономики России Александра Книвель, на согласовании в министерствах и ведомствах РФ находится проект постановления правительства о создании такой компании. Советы директоров московского АНТК им. Туполева и АО “Авиастар” одобрили проект объединения двух предприятий. Однако окончательные решения по вопросу объединения должны быть приняты на собраниях акционеров этих компаний. В случае создания холдинга межу предприятиями, вошедшими в него, вероятно, будут разграничены сферы производимой продукции.

На внешнем рынке конкурентами Ту-204 являются самолеты Боинг-737 и А-321 производства соответственно корпорации “Boeing” и международного консорциума “Airbus Industrie”.

В 1998 году на Авиастаре произведено 4 самолета Ту-204 и 2 самолета Ан124-100 “Руслан”. В 1999 году предприятие намерено изготовить 8 самолетов Ту-204. Следует отметить, что производственные мощности предприятия позволяют выпускать значительно большее число летательных аппаратов. Одной из причин низких объемов производства является специфика производственной деятельности авиационных предприятий. Изготовление самолетов требует привлечения значительных средств и гарантий последующей реализации летательных аппаратов. В связи с этим предприятия в начале стремятся заключить контракт на поставку своих изделий и только после этого приступают к их сборке. При этом у Авиастара довольно неплохие перспективы в этом направлении, так как компания заключила ряд контрактов на поставку своих самолетов с зарубежными фирмами. Кроме того, в 1998 году египетская компания “Sirocco” инвестировала $150 млн. на реализацию проекта по сборке Ту-204 на Авиастаре. В 1999 году эта компания предполагает выделить предприятию около $100 млн.

Реализация продукции

Авиастар поставляет продукцию как на внутренний, так и на внешний рынок, однако основные доходы приносят именно экспортные операции. В 1997 году 4 из 5-ти изготовленных на предприятии самолетов Ту-204 было реализованы за пределами России. В настоящее время наиболее крупным контрактом, который выполняет предприятие, является договор с египетской компанией “Sirocco”. В рамках соглашения, которое было подписано еще в 1996 году, лизинговая компания “Sirocco Russia” (дочерняя фирма египетской компании “Sirocco”) получила эксклюзивные права на реализацию первых двухсот Ту-204, оснащенных английскими двигателями Rolls Royce и западной авионикой.

В 1998 году проведена экспортная сделка по продаже новых пассажирских авиалайнеров. В Египет было поставлено три самолета Ту-204. Покупателем двух лайнеров стала египетская авиакомпания “Cairo Air”. В 1999 году компания “Sirocco Russia” объявила о намерении купить очередную партию российских самолетов Ту-204. Планируется, что в этом году в рамках экспортного контракта с “Sirocco” Авиастар отправит за рубеж по крайней мере четыре самолета. Как предполагается, обладателями новых самолетов станут три авиакомпании Ближнего Востока и Восточной Европы.

Летом 1998 года в Ульяновскую область состоялся визит делегация Исламской республики Иран. В ходе визита был подписан протокол о намерениях по приобретению иранской стороной двух грузовых Ан-124-100. В долгосрочной перспективе предполагается приобретение нескольких Ту-204 в грузовом и пассажирском вариантах. Кроме поставок самолетов подписанный документ предусматривает возможность создания на базе тегеранского аэропорта “Payam International” центра технического и сервисного обслуживания “Русланов” и Ту-204.

На внутреннем рынке потребителями продукции Авистара являются несколько авиакомпаний, в числе которых Внуковские авиалинии, Пермавиа, Красноярские авиалинии, Кавминводы, “Волга-Днепр” и другие. В 1999 году авиакомпания “Красноярские авиалинии” намерена приобрести у Авиастара два Ту-204 с пермскими двигателями ПС-90. Контракт был подписан с губернатором Красноярского края Александром Лебедем. Кроме того, АО “Внуковские авиалинии” к лету 1999 года планирует получить три самолета ТУ-204 производства Авиастар. У компании сформирован довольно большой портфель заказов, и в случае их выполнения существует возможность значительно увеличить свои доходы от реализации.

Финансовое состояние

По итогам 9 месяцев 1998 года балансовая прибыль Авиастара составила 158463.529 тыс. руб., прибыль от реализации – 43188.471 тыс. руб., а выручка от реализации 436568.827 тыс. руб. Данные на начало года и за аналогичный период прошлого года не приводятся в связи с тем, что Авиастар только в 1998 году перешел на расчет консолидированного баланса, а сравнение с показателями, рассчитывавшимися ранее только по материнской компании, будет несопоставимым.

Финансовые результаты деятельности компании можно охарактеризовать как положительные в связи с тем, что ряд предприятий авиационной промышленности закончили 3 квартала 1998 года с убытками. Кроме того, большинство финансовых коэффициентов Авиастара превышают аналогичные показатели других производителей авиационной техники (таблица 3.2).

Об устойчивости финансового положения рассматриваемой компании говорят высокие значения коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами, коэффициентов текущей ликвидности и абсолютной ликвидности, которые превышают рекомендуемые значения. Вместе с тем, существует и ряд негативных факторов, характеризующих финансовое положение предприятия, среди которых превышение кредиторской задолженности над дебиторской. По данным на 1 октября 1998 года их доли в общей стоимости имущества предприятия составляли 8.35% и 5.87% соответственно.

Высокая задолженность предприятия перед бюджетом привела к аресту имущества Авиастара, который наложила Государственная налоговая инспекция по Ульяновской области. В опись изымаемых ценностей балансовой стоимостью 129 млн. руб. вошли в основном товары народного потребления: мебель, бытовая техника, ковровые изделия, произведенные дочерними предприятиями Авиастара и полученные по бартеру. Помимо долгов перед бюджетами у компании довольно высокие долги перед поставщиками, которые по итогам 9 месяцев 1998 года составляли 49.7% от общей кредиторской задолженности. Вместе с тем предприятие намерено увеличить объемы производства и реализации своей продукции, что будет способствовать увеличению доходов компании и решению проблемы погашения своих долгов.

 

Таблица 3.2

Основные финансовые показатели некоторых производителей авиационной техники
по итогам 9 месяцев 1998 года

Показатели

Авиастар

ИАПО

ТАНК
им. Бериева

Рентабельность продаж, %

9.893

3.521

46.552

Рентабельность основной деятельности, %

10.979

3.650

87.097

Рентабельность капитала, %

1.006

–2.943

3.774

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами


0.473


–0.046


–0.306

Коэффициент текущей ликвидности

2.476

1.014

0.887

Коэффициент абсолютной ликвидности

0.787

0.046

0.172

Коэффициент автономии

0.878

0.209

0.449

Коэффициент оборачиваемости капитала

0.036

0.409

0.899

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности


0.378


0.143


0.921

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности


0.538


0.355


2.864

 

Перспективы развития

Перспективы развития Авиастара в основном связаны с поиском платежеспособного спроса на свою продукцию. Следует отметить, что продукция, выпускаемая на предприятии, довольно конкурентоспособна на мировом рынке. По оценкам специалистов, российские летательные аппараты, такие как дальнемагистральный лайнер Ил-96М/Т, транспортный самолет Ан-70 и среднемагистральный Ту-204, по критерию “эффективность-стоимость” вполне могут составить конкуренцию западным аналогам. По каталогу цена Ту-204, оснащенного английскими двигателями Rolls-Royce, составляет $30 – 35 млн., а его производство обходится в $27 – 30 млн., в то время как среднерыночная цена Boeing-757 или аналогичного европейского аэробуса превышает $50 млн.

Кроме того, предприятие изготавливает крупнотоннажные грузовые лайнеры “Руслан”, которые не имеют аналогов в мире. В начале 1999 года Украина и России подали заявку на участие в тендере по предоставлению тяжелых транспортных самолетов в лизинг королевским Военно-воздушным силам Великобритании. Соответствующие документы направили Киевский авиационный научно-технический комплекс (АНТК) им. Антонова и Авиастар.

В конкурсе примет участие новый военно-транспортный вариант “Руслана”, в создании которого примут участие АНТК, Авиастар, английская грузовая компания “Air Royle”, а также американские фирмы “General Electric” и “Honewell”. Новый вариант “Руслана” будет оснащен двигателями General Electric CF6-80C2, авионикой Honewell, а также рядом комплектующих западного производства. По расчетам АНТК им. Антонова, это увеличит надежность самолета и сократит экипаж с шести до трех человек. Дальность полета с грузом в 80 тонн возрастет с 8400 км до 9300 км. Новый самолет получит обозначение Ан-124-200 “Руслан” и будет стоить около $90 млн. Однако сроки реализации проекта и условия его финансирования пока не определены. На модернизацию “Руслана” и его сертификацию с американскими и английскими двигателями потребуется около $130 млн. В числе основных конкурентов “Руслана” в тендере эксперты называют американский Boeing С-17, который представлен американской компанией совместно с Вritish Aerospace. Подведение итогов тендера намечено на январь 2000 года.

Следует отметить, что аналитики прогнозируют в ближайшей перспективе значительный рост спроса на летательные аппараты. При этом, по их оценке, ведущие производители авиационной техники – американская Boeing и европейская Airbus Industrie – уже перегружены заказами, а следовательно, возможен рост спроса на российские самолеты, отвечающие мировым стандартам, к которым можно отнести и продукцию Авиастара.


Соб. инф.


КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ЗАО "Анализ, Консультации и Маркетинг"
Cвидетельство о регистрации
средства массовой информации
Эл №ФС77-44607 от 15.04.2011г.
Сайт может содержать материалы 16+
Copyright © 1996- AK&M
 
Тел.: +7 (495) 916-70-30,
          +7 (499) 132-61-30
Факс: +7 (499) 132-69-18 / 60-93
E-mail: postmail@akm.ru
Адрес редакции: 119333, г. Москва,
ул. Губкина, д. 3

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100