Главная страница

Для подписчиков

ПОЛНАЯ ЛЕНТА
AK&M - НОВОСТИ ТЭК
AK&M - НОВОСТИ Машиностроения

В свободном доступе

Новости дня
Комментарии
Подписка

На главную страницу

Новости
Раскрытие
Тенденции
Базы данных
Слияния и поглощения
Аналитика
Рейтинги
Валюты
Конференции

Об Агентстве
Продукты
Контактная информация



Новости AK&M
сделать домашней страницей добавить в избранное карта сервера По английски

Новости Комментарии Аналитика Курсы валют Эмитенты

11/11/2013
08:55

Дайджест газеты "Коммерсант" от 11 ноября 2013 года (часть II)


Дайджест газеты "Коммерсант" от 11 ноября 2013 года (часть II)


В ПЕРМИ ИЩУТ МИЛЛИАРДЫ НА ПРОКАТ
ЛЫСЬВЕНСКАЯ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ ХОЧЕТ СТРОИТЬ НОВЫЙ ЗАВОД

Группа "Лысьвенская металлургическая компания" (ЛМК) тольяттинского бизнесмена Юрия Киселева намерена построить в Пермской области комплекс по выпуску проката с покрытиями стоимостью 22 млрд руб. Руководить проектом будет бывший топ-менеджер "Мечела" Андрей Дейнеко. Эксперты считают проект перспективным при импортозамещении, но для строительства группе придется найти банковские кредиты.

Как стало известно "Ъ", бывший топ-менеджер "Мечела", экс-директор департамента промышленности Минпромэнерго (2005-2007 годы) Андрей Дейнеко возглавит реализацию крупного проекта группы ЛМК в Пермском крае. На прошлой неделе он вошел в совет директоров ЗАО "Полистил" (Пермский край), подконтрольного ЛМК. По словам директора "Полистила" Андрея Тунева, господин Дейнеко "привлечен как управленец". Может ли менеджер в дальнейшем войти в капитал компании, не сообщается.

Сам Андрей Дейнеко уточнил "Ъ", что главным проектом, в котором он будет участвовать, является строительство листопрокатного комплекса на Лысьвенском металлургическом заводе (ЛМЗ) стоимостью 22 млрд руб. и мощностью 750 тыс. тонн проката с различными видами покрытий в год. До прихода в ЛМК господин Дейнеко руководил строительством универсального рельсобалочного стана на Челябинском меткомбинате "Мечела" мощностью 1,1 млн тонн в год. В 2016 году на ЛМЗ должен быть запущен цех холодной прокатки, в 2018-2019 годах - цех горячей прокатки, инвестиции на оба этапа примерно равны. Финдиректор ЛМК Сергей Резонтов оценил "Ъ" сроки окупаемости проекта в пять-восемь лет.

ЗАО "Полистил" производит около 210 тыс. тонн проката с защитными покрытиями в год. Поставляет продукцию АвтоВАЗу, Запорожскому автозаводу, строительной отрасли. По данным СПАРК, выручка "Полистила" за девять месяцев 2013 года - 4,87 млрд руб., чистая прибыль - 28 млн руб. ЛМК тольяттинского бизнесмена Юрия Киселева (ранее "Инсаюр") также владеет ОАО "АК "Лысьвенский металлургический завод"" и другими активами. Консолидированная выручка группы в 2012 году - 9,6 млрд руб., EBITDA - 1,5 млрд руб.

ЛМК уже пыталась найти деньги на расширение: в 2011 году регион подавал заявку в "Роснано" на финансирование проекта ЛМЗ по строительству модуля горячекатаного проката в размере 16 млрд руб., но получить деньги не удалось. Сейчас компания планирует привлечь банки. "Мы уже провели предварительные переговоры с широким кругом российских и зарубежных банков, к концу 2013-началу 2014 года должны определиться с выбором",- пояснил господин Резонтов.

Сергей Донской из Societe Generale считает, что теоретически компания может привлечь длинное проектное финансирование от госбанков или дочерних структур зарубежных банков. Он указывает, что у "Полистила" правильная логика по очередности ввода: в России избыток горячекатаного проката, который перерабатывается в холоднокатаный, с сентября 2012 года по август 2013 года из России было экспортировано около 5 млн тонн. Но именно высокие стадии передела вроде оцинковки и нанесения покрытий дают дополнительную маржу (по оценкам, оцинковка дает $50-100 на тонну). Спрос на холоднокатаный прокат выше предложения, дефицит покрывается импортом (до 1 млн тонн полимерного и до 900 тыс. тонн оцинкованного проката за октябрь 2012 года - сентябрь 2013 года), но новых проектов в отрасли почти нет, отмечает господин Донской. Директор "Металл Эксперт Консалтинга" Михаил Баев в марте прогнозировал к 2020 году дефицит на уровне 3 млн тонн оцинкованного проката и 2 млн тонн проката с полимерными покрытиями при отсутствии инвестиций в новые мощности и росте потребления на 7,5% в год.


ПРЕЗИДЕНТУ НАПОМНЯТ ПРО ДОЛГИ ЗА ТЕПЛО
ЭНЕРГЕТИКИ ХОТЯТ НОВЫХ САНКЦИЙ К НЕПЛАТЕЛЬЩИКАМ

Торгово-промышленная палата и отраслевые эксперты просят Владимира Путина ввести жесткие меры для должников по теплу. Сейчас эта задолженность в России достигла 273,4 млрд руб. Но отключить неплательщиков по закону нельзя, и эксперты изучают альтернативные меры, например выдачу гражданам загранпаспортов и прав только после погашения долгов.

Как стало известно "Ъ", Торгово-промышленная палата (ТПП) вместе с экспертной секцией "Повышение платежной дисциплины в сфере ТЭК и ЖКХ" консультативного совета комитета Госдумы по энергетике подготовили совместное письмо Владимиру Путину с предложением дополнительных мер по усилению платежной дисциплины при расчетах за энергоресурсы. Подобные поправки в законодательство внесло в Госдуму Минэнерго, они фиксируют пени за просрочку платежей и поднимают штрафы за кражу энергоресурсов и самовольное подключение к сетям. Но участникам рынка эти меры показались недостаточными.

В письме, которое, по данным "Ъ", будет отправлено президенту уже в понедельник, говорится, что предложения Минэнерго касаются прежде всего задолженность на рынке электроэнергии и мощности. Но эти долги составляют только 139 млрд руб. и существенно уступают по масштабу накопившейся задолженности на рынке тепла - 273,4 млрд руб. При этом на энергорынке долги начали сокращаться: как говорила недавно зампред правления НП "Совет рынка" (регулятор энергорынков) Наталья Заикина, этот год - первый, когда нет прироста задолженности на оптовом рынке. Сдержать рост удалось за счет лишения злостных неплательщиков статуса гарантирующего поставщика (основной энергосбыт региона) и введения системы финансовых гарантий для потребителей. Но рынок тепла не является единым, здесь нет централизованных санкций. "Когда у нас идут предложения по борьбе с неплательщиками на рынке электроэнергии, все забывают, что есть такие же неплательщики за тепло и за водоотведение",- говорит глава "Мечел-энерго" и руководитель секции Юрий Ямпол ьский.

По данным Совета производителей энергии (СПЭ), дебиторская задолженность за тепло в первом квартале 2013 года (с НДС) впервые превысила выручку от его реализации (без НДС). "Среднегодовое увеличение дебиторской задолженности - 9%",- говорит замдиректора департамента по развитию рынков электроэнергии СПЭ Станислав Шубин. По его словам, на каждые 3 Гкал оплаченного тепла приходится 1 Гкал неоплаченного. Основные должники - это оптовые покупатели-перепродавцы (31%) и сектор ЖКХ (44%). По оценкам СПЭ, основанных на данных входящих в него генкомпаний (63% отпуска тепла в централизованной системе теплоснабжения), задолженность потребителей за тепло составляет 180 млрд руб. По словам господина Шубина, из-за накопления долгов не происходит модернизации оборудования, которое существенно изношено.

Эксперты, в частности, требуют признать приоритетное право энергоснабжающей организации на заключение прямых договоров с потребителями, а не с посредниками и ввести целый комплекс гарантий. Предлагаются правительственные гарантии для организаций, управляющих госсобственностью (таких, как ОАО РЭУ - монопольный поставщик Минобороны), бюджетные - за неотключаемых потребителей, гарантии муниципалитетов - за управляющие компании ЖКХ. Штраф за просрочку платежа предлагается дифференцировать в зависимости от ее длительности, а граждан при приобретении жилья - обязать предоставлять справку об отсутствии задолженности.

Но самый сложный вопрос - это ограничение подачи тепла неплательщикам. Большую часть потребителей по закону нельзя отключать. В частности, энергетики не могут прекратить подачу тепла населению и посредникам (УК ЖКХ), даже если компания присваивает средства, перечисленные гражданами. Экспертная секция требует упростить порядок ограничения и приостановления подачи тепла. Есть и альтернативы отключению: так, гендиректор "КЭС-Холдинга" Борис Вайнзихер предлагает ограничивать доступ граждан-должников к госуслугам, таким как переоформление прав или выдача загранпаспортов, и ввести систему, действующую в Казахстане, когда за неоплату тепла отключают электричество.


"ДЛЯ МЕНЕДЖМЕНТА ВСЕ АКЦИОНЕРЫ ЕДИНЫ"
ГЕНДИРЕКТОР НМТП ЮРИЙ МАТВИЕНКО - О НОВОЙ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ПОРТА

Новороссийский морской торговый порт (НМТП) готов диверсифицировать свои мощности для всех типов грузов. О связанных с этим задачах менеджмента порта "Ъ" рассказал его гендиректор ЮРИЙ МАТВИЕНКО.

- Насколько сильно изменится стратегия НМТП после того, как совет директоров одобрил концепцию развития порта до 2018 года?

- Революционных изменений не будет. Сама концепция предполагает долгую и планомерную работу. Существующие мощности и те, которые мы планировали в прошлой стратегии до 2020 года, уже не соответствуют текущей потребности рынка. Поэтому мы сделали ставку на постепенное их расширение. Традиционно многие изменения, которые происходили в порту, был точеными, мы же впервые сделали модель в масштабах всего порта, которая затрагивает все типы грузов. Основа стратегии - это системность, долгосрочное планирование, экономия через оптимизацию бизнес-процессов, что позволит сократить издержки в среднем на 20%. С одной стороны, мы решили специализироваться в узких отраслях, таких как контейнеры, химические удобрения. С другой стороны, стать более универсальными: весь центральный район порта предназначен под универсальные грузы. Смысл такой: на нестабильном грузопотоке сделать такую организационную и техническую систему, которая очень быстро могла бы реагировать на изменения рынка. Второй аспект, на котором мы сосредоточили сь,- это оптимизация структуры управления, создание четкой корпоративной структуры, переход на принцип работы проектного управления.

- Концепцией стратегии предусмотрена масштабная модернизация нефтерайона Шесхарис. Насколько оправданны инвестиции в этот проект?

- Модернизация Шесхариса идет с 2006 года, и сейчас продолжается ее третий этап. Подчеркну, что ни один из членов совета директоров НМТП не выступал против модернизации Шесхариса. Более того, без нее не обойтись: оборудование нефтерайона очень изношено, сейчас ему уже 40 лет. При этом мы не делаем модернизацию под какие-то невероятные объемы - ожидаем увеличения поставок как сырой нефти со стороны различных клиентов, так и нефтепродуктов. При этом в целом в будущем объемы поставок сырой нефти будут объективно падать, потому что у нас развиваются НПЗ. Никто не может предвидеть, что завтра появится что-то еще - нефтехимия, бензин. Под все эти потенциальные продукты нам и необходимо модернизировать оборудование. У этого оборудования долгий амортизационный срок, значит, оно должно проработать все эти годы.

- Откуда будут привлечены инвестиции?
- Инвестиционное обеспечение на 2014 год - это наши средства. На 2015 год и в дальнейшем пока сказать тяжело. Возможно, потребуются заемные средства, этот вопрос будет детально проработан в начале 2014 года.

- Недавно "Роснефть" обратилась к президенту Владимиру Путину с просьбой передать ей госпакет акций НМТП (20%) для создания базы снабжения под шельфовые проекты на Черном море. Что это за база и необходимо ли для ее создания входить в акционерный капитал?

- Скажу так: порт перегружает любые грузы. Если потребуется перегрузить оборудование - всегда пожалуйста. Если для базы нужна складская площадь - не вопрос. Если база - это техника и ее обслуживание, то у нас есть Новороссийский судоремонтный завод, который можем перепрофилировать под эту базу. Если речь идет о негабаритных грузах, мы тоже с ними работаем. Если речь идет о трубах, то мы перегружаем 25 тыс. труб в месяц. Сейчас надеемся, что будем заниматься перегрузкой труб для "Южного потока". Мы готовы обеспечить любой объем работ, если нам предложат адекватную цену. Подчеркну, что пока с НМТП вопрос создания базы снабжения не обсуждался. По поводу 20%, возможно, есть какая-то правда, но меня как руководителя порта сейчас интересует непосредственная работа по привлечению грузов в порт. В любом случае принимать решение о судьбе 20% будет государство.

- Нынешняя концепция устроила совет директоров? Это компромисс между группой "Сумма" и "Транснефтью"?

- Да, конечно, она устраивает всех, потому что принята. Для менеджмента все акционеры едины, мы работаем на них всех. Моя задача - обеспечивать прибыльность и рентабельность работы порта. Для акционера ведь неважно, на чем он заработает больше - на нефти, угле и так далее. Его интересует конечная цифра прибыли. Для этого и существует менеджер.


МОСКВА СПУСТИЛАСЬ НА ЗЕМЛЮ
МЭРИЯ ОПРЕДЕЛИЛА КОМПЕНСАЦИЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧАСТКОВ ДЛЯ НУЖД ГОРОДА


Московские чиновники рассчитали плату за право ограниченного использования земель в Новой Москве, где власти намерены построить около 100 млн кв. м различной недвижимости. Она составит 0,1-3% кадастровой стоимости. Пока компенсация касается сданных в аренду городских участков, но в конечном варианте эти правила могут распространиться и на частные земли.

Департамент городского имущества Москвы подготовил проект постановления, утверждающий размер ежегодной платы за установление сервитута на земли в Новой Москве, находящиеся в собственности столицы, на которые собственность еще не разграничена (148 тыс. га между Киевским и Варшавским шоссе до границы с Калужской областью). Законом, упрощающим изъятие земель на присоединенных к Москве территориях, для нужд города (43-ФЗ, вступил в силу этой весной), предусмотрено использование сервитута, но в нем не указан размер платы за его установление. Сервитут - это право ограниченного пользования чужим участком и, по сути, является альтернативой изъятию. Плата будет устанавливаться с учетом стоимости аренды участка и составит либо сумму ежегодной аренды, либо 0,1% от кадастровой стоимости (если ставка аренды ниже этого значения), либо 3% от кадастровой стоимости (если аренда превышает этот порог). В прошлом году в департаменте говорили, что ставка аренды дифференцируется по видам разрешенного использования земель и достиг ает максимум 1,5% от кадастровой стоимости (для участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания). "Документ касается земли в собственности города, сданной в долгосрочную аренду, но после его доработки он может быть распространен и на частную землю на территории Новой Москвы",- уточнил собеседник "Ъ" в мэрии.

Механизм сервитута удобен в случае временного использования участка, к примеру, для размещения строительной техники, обеспечения провоза стройматериалов, проведения изыскательных работ, но не в случае капитального строительства. "Речь идет о плате за установление сервитута для размещения объектов федерального и регионального значения, объектов федерального транспорта, транспорта регионального значения, автомобильных дорог, транспортно-пересадочных узлов",- перечислил глава департамента городского имущества Владимир Ефимов. Ни в департаменте городского имущества, ни в департаменте развития новых территорий не могут сказать, сколько земли потребуется для нужд городского строительства, так как пока нет генерального плана.

Ревизия присоединенных к Москве территорий, проведенная в прошлом году, показала, что из 148 тыс. га в собственности Москвы находится всего 4 тыс. га пригодных под застройку. 75 тыс. га занимают леса, свободны 25 тыс. га, остальное застроено. Владимир Ефимов тогда отмечал, что в основном свободная земля находится частной собственности. При этом у мэрии масштабные планы по освоению Новой Москвы: общий объем застройки здесь оценивается в 100 млн кв. м, из них 30-40 млн жилье. Для сравнения, в прошлом году в России, по данным Росстата, было введено 65,2 млн кв. м квартир. В 2014-2017 годах на новых территориях должно быть проложено более 60 км дорог. Запланировано построить также не менее 15 транспортно-пересадочных узлов (для первого, в Саларьево, нужно 30 га земли).

Насколько выгодные условия предлагают московские власти, участники рынка оценить затруднились, из-за того что рыночная и кадастровая стоимость участков в разных районах не совпадают. "К примеру, в одном из коттеджных поселков кадастровая стоимость в два раза выше рыночной цены продажи земли",- говорит специалист по земельным отношениям одной из компаний. Закрепление использования сервитута упростит строительство, уверен генеральный директор "Гео Девелопмента" Максим Лещев. "Можно будет избежать ситуаций, когда арендатор или собственник перегораживает участок, мешая соседям",- поясняет он.


"ТРАНСТЕЛЕКОМ" ПОКАТИЛСЯ К ПРЯМОЙ ИНВЕСТИЦИИ
РФПИ МОЖЕТ КУПИТЬ МИНОРИТАРНЫЙ ПАКЕТ "ДОЧКИ" РЖД

Через два года РЖД может продать 50% минус 2 акции своего дочернего магистрального оператора связи "Транстелеком" (ТТК). Согласно стратегии, к 2015 году весь ТТК должен стоить 75,4 млрд руб. По данным "Ъ", один из возможных покупателей акций ТТК - подконтрольный Внешэкономбанку Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ).

РЖД рассматривает возможность продажи миноритарного пакета ТТК через два года, следует из пояснительной записки к инвестпрограмме и финансовому плану железнодорожной монополии на 2014-2016 годы. Продажа пакета ТТК объемом 50% минус 2 акции "была предусмотрена в процессе составления консолидированного финансового плана РЖД", говорится в документе. "Никаких серьезных переговоров о продаже акций ТТК монополия не ведет",- утверждает источник "Ъ", близкий к РЖД.

На конец 2012 года ТТК обслуживал 1,05 млн абонентов (на 144% больше, чем годом ранее). В 2012 году выручка ТТК составила 27,1 млрд руб. (плюс 9% к 2011 году), чистая прибыль - 0,7 млрд руб. (минус 30% к 2011 году). На 31 декабря 2012 года долг ТТК составлял 11,9 млрд руб. РЖД принадлежит 99% акций ЗАО "Компания "Транстелеком"". ТТК эксплуатирует магистральную сеть передачи данных, проложенную вдоль железных дорог, общая ее протяженность 53 тыс. км, однако эта сеть принадлежит РЖД. "Инвесторам было бы интересно покупать акции ТТК при условии, что вместе с активом они получат магистральные сети, но этого не будет",- отметил источник "Ъ", близкий к РЖД.

Согласно принятой в 2011 году стратегии ТТК, в 2015 году капитализация компании должна составить 75,4 млрд руб. Если компания достигнет этого показателя в срок, то 50% минус 2 акции ТТК будут стоить 37,5 млрд руб. ($1,152 млрд по курсу ЦБ на пятницу), подсчитал аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. Сейчас же весь ТТК можно оценить в 30 млрд руб., считает он. Аналогичную оценку аналитики давали ТТК в начале 2010 года, когда РЖД предлагала инвестбанкирам поучаствовать в IPO или частном размещении магистрального оператора.

По данным "Ъ", на миноритарный пакет уже есть претендент - им является государственный РФПИ. Эту информацию летом "Ъ" подтверждали гендиректор РФПИ Кирилл Дмитриев и пресс-секретарь главы РЖД Александр Пирков. Господин Дмитриев подчеркивал, что "сделка может состояться не ранее чем через два года". Таким образом, намерение РФПИ инвестировать в ТТК совпадает по времени с желанием РЖД продавать акции компании.

Фонд рассматривает возможность инвестиций в ТТК чуть ли не с момента своего образования ("Ъ" писал об этом в сентябре 2011 года). ТТК был включен в проект инвестмеморандума РФПИ. В документе, в частности, говорилось, что РФПИ обсуждает с ТТК возможность инвестирования от $250 млн до $500 млн, а общий размер вложений в компанию может составить от $500 млн до $1 млрд. Деньги планировалось использовать для расширения бизнеса ТТК на массовом рынке. В пресс-службе РФПИ в пятницу не смогли пояснить, как изменились планы фонда по отношению к компании на текущий момент.

Вопрос инвестиций РФПИ в ТТК связан с другой сделкой, которую рассматривает ТТК,- покупкой WiMax-оператора Freshtel, рассказывал "Ъ" источник на телекоммуникационном рынке. Возможность покупки Freshtel, которым владеют структуры бизнесменов Сулеймана Керимова и Виктора Пинчука, ТТК изучает уже больше года. За это время цена Freshtel упала с $300 млн до менее чем $200 млн, объяснял ранее "Ъ" акционер Freshtel, управляющий партнер фонда Icon Private Equity Сергей Корепанов. После того как акционеры Freshtel выполнили одно из условий возможной сделки и добились финансирования для Freshtel со стороны Внешэкономбанка, РЖД разрешила ТТК провести due diligence Freshtel. Но сейчас, по данным "Ъ", сделка приостановлена. "Переговоры идут вяло, потому что мы не готовы снижать цену. Возможно, будем делать независимую оценку",- объяснил "Ъ" господин Корепанов. Источник "Ъ", близкий к акционерам Freshtel, ранее рассказывал, что расчет по сделке с ТТК должен завершиться до 2015 года, но никакой связи между сделками ТТК и F reshtel, а также РФПИ и ТТК нет.


НАСТУПЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ
ТРАДИЦИОННЫЙ АВТОПРОМ ВЗЯЛСЯ ЗА ОСВОЕНИЕ НОВОГО РЫНКА

Продажи электромобилей по всему миру стремительно растут. В 2012 году они более чем удвились, а в 2013-м рост ожидается еще более существенным. Компании, специализирующиеся на производстве электромобилей, активнее расширяют свою деятельность. В то же самое время на рынок электромобилей обратили самое пристальное внимание и производители традиционных автомобилей.

На прошлой неделе альянс Renault-Nissan и Mitsubishi Motors подписали соглашение о совместной разработке технологий по производству электромобилей. Это одно из тех соглашений, с помощью которых традиционные производители используют рост популярности нового вида транспортных средств. Из апрельского отчета Международного энергетического агентства видно: продажи электромобилей в 2012 году за год выросли более чем вдвое - с 45 тыс. до 113 тыс. машин. Всего на конец 2012 года в мире было около 180 тыс. электромобилей. Согласно отчету EV Obsession, на конец сентября 2013 года их продажи в США выросли на 448% по сравнению с 2012 годом (с 6,1 тыс до 33,6 тыс).

Одним из наиболее известных производителей остается компания Tesla. В США с января по сентябрь 2013 года продажи выросли на 8056%. Конечно, это отражает и низкий уровень продаж годом ранее (160 против 13 050 электромобилей), но дело не только в эффекте низкой базы. В Норвегии в сентябре 2013 года впервые в мировой истории электромобиль стал самым продаваемым автомобилем: Tesla S занял первую строчку в проданных за месяц автомобилях с рыночной долей 5,1%. В 2013 году компания планирует продать около 21 тыс. Tesla S. На прошлой неделе компания отчиталась за третий квартал, зафиксировав меньшие, чем ожидалось, убытки - $38 млн (годом ранее - $110 млн), выручка составила $603 млн, а поставки достигли рекордного уровня - 5,5 тыс. (новая модель S). На четвертый квартал прогноз компании еще амбициознее - 6 тыс. машин. К 2015 году в Германии (второй для компании рынок после США) Tesla намерена продавать по 10 тыс. электромобилей в год.

Но превращение электромобиля в полноправного участника рынка - следствие не только активности специализированных компаний, как Tesla. Все большее число крупных автопроизводителей всерьез включается в производство. Самым массовым электромобилем остается Nissan Leaf - с 2010 года по сентябрь 2013 года было продано 83 тыс. таких электромобилей. Альянс Renault-Nissan сохраняет первое место среди их производителей - эксперты ожидают, что к концу 2013 года альянс продаст в общей сложности 140 тыс. машин.

В 2013 году многие компании представили новые модели, которые в ближайшем будущем поступят в продажу. В салоне во Франкфурте были представлены электромобили Volkswagen e-Up! (продажи должны начаться в Европе уже весной 2014 года) и Volkswagen e-Golf (электроверсия Golf, начало продаж - сентябрь 2015 года). Там же был представлен Audi A3 Sportback e-tron. Его продажи начнутся весной 2014 года. В 2014 году должны начаться продажи Mercedes-Benz B-Class Electric Drive и SLS AMG Electric Drive. В июле BMW показала свой первый электромобиль - компакт BMW i3, он начнет продаваться в ноябре. Как сообщают в компании, число заказов на i3 уже превысило ожидания и BMW рассматривает возможность увеличения производства.

По прогнозам главы Союза автопроизводителей Германии Матиаса Виссмана, немецкие компании уже к концу 2014 года представят 16 новых моделей электромобилей. В последние 3-4 года немецкие автопроизводители инвестировали в развитие альтернативных транспортных средств €12 млрд. По оценкам господина Виссмана, продажи электромобилей в Германии будут быстро расти и к 2015 году составят не менее 100 тыс. в год.

Несмотря на быстрый рост продаж, доля электромобилей до сих пор остается небольшой. По словам директора по исследованиям Navigant Research Джона Гартнера, продажи электромобилей и гибридов достигнут к 2020 году 3,3 млн штук в год, но это будет соответствовать лишь 3,3% мирового авторынка. Одним из ограничителей остаются цены. Однако решению этой проблемы способствует активный выход на рынок электромобилей крупных автопроизводителей. В сентябре Opel снизил цену на электромобиль Ampera на 17%, до €38,3 тыс. Цены на Nissan Leaf уже упали до $30 тыс. и по ожиданиям экспертов могут снизиться до $20 тыс. Renault Zoe, один из самых распространенных электромобилей, стоит €20,7 тыс. Большинство электромобилей, разрабатываемых автопроизводителями сейчас, также будут не очень дороги - так, Volkswagen e-Up! будет стоить около $37 тыс.

Еще одна проблема - неразвитость инфраструктуры. По данным IHS Automotive, в мире на конец 2012 года было 1,9 тыс. "быстрых" (от получаса до двух часов для полной зарядки) и 46 тыс. "медленных" (от 4 до 12 часов) зарядных станций. Но ситуация быстро меняется: по прогнозам IHS Automotive, число "быстрых" зарядных станций вырастет к 2020 году в 100 раз по сравнению с 2012 годом - с 1,9 тыс. до 199 тыс. До конца 2014 года Tesla рассчитывает покрыть сетью собственных зарядных станций основные магистрали США. "Наши "быстрые" заправки уже к концу марта 2014 года покроют половину Германии, а к концу 2014 года - и всю страну",- заявил в октябре директор Tesla Элон Маск в интервью газете Welt am Sonntag. В сентябре на конференции в Сан-Франциско более 50 компаний, в том числе Coca-Cola, Bank of America и AT&T, заявили о планах развивать инфраструктуру для электромобилей на своих предприятиях.

К электромобилям присматриваются и государственные власти. В нескольких десятках стран правительства создают условия для их распространения, предоставляя субсидии на покупку и налоговые льготы владельцам и создавая инфраструктуру. Одна из самых эффективных схем поддержки электромобилей разработана в Норвегии - популярность электромобилей здесь обусловлена не в последнюю очередь госсубсидиями, бесплатной парковкой, предоставляемыми правительством зарядными станциями, освобождением от ряда пошлин и налогов и возможностью пользоваться полосами для общественного транспорта. Это работает: по оценкам правительства Норвегии, в стране около 14,5 тыс. электромобилей - мировой максимум в пересчете на душу населения.

Сегодня самые развитые рынки электромобилей - в западных странах. Но эксперты видят огромный потенциал для распространения электромобилей в КНР. Как заявил на Франкфуртском автосалоне 2013 года глава альянса Renault-Nissan Карлос Гон, будущее электромобилей зависит от Китая, где "находится 16 из 20 самых густонаселенных городов мира. Власти могут установить соответствующие правила, и потребители будут покупать электромобили",- сказал он.

Еще летом 2012 года КНР поставила перед своей промышленностью цель довести производство электромобилей и гибридов до 2 млн в год к 2020 году. В начале 2013 года китайская компания Wanxiang Group купила обанкротившегося производителя батарей A123 Systems. В 2015 году Nissan планирует вместе со своим китайским партнером - Dongfeng - начать производство электромобилей в КНР. Renault также готовится запустить собственное производство электромобилей в стране примерно в те же сроки. Как сообщил в интервью "Ъ" профессор швейцарской бизнес-школы IMD Говард Ю, одна из крупнейших китайских автокорпораций BYD подписала в 2013 году многомиллионный контракт на поставку в США 35 электроавтобусов, также она выиграла тендеры на их поставку в Нидерланды, Польшу и Канаду. Китай является и крупнейшим в мире производителем электровелосипедов (90% мирового рынка) -- только в самой КННР их более 200 млн штук.

Впрочем, не все видят будущее электромобилей исключительно в радужном свете. Говард Ю считает, что "путь к массовому внедрению будет тернистым". "Так, например, в этом году о банкротстве объявила компания Better Place, которая занималась созданием инфраструктуры для электромобилей… У компании была многообещающая стратегия по созданию лизинговой модели, при которой водители могут просто платить ежемесячный взнос и иметь доступ к автоматическим станциям, где в течение нескольких минут можно заменить севшую батарею на новую",- рассказал он.

В конце сентября глава Toyota Такэси Утиямада заявил: "Причина, по которой Toyota не занимаемся серьезной разработкой чистого электромобиля, состоит в том, что мы не видим рынка, который мог бы его принять. Некоторые считают, что гибриды типа Prius (гибрид, который Toyota производит с 1997 года.- "Ъ") - это всего лишь мост в будущее. Но мы думаем, что это длинный и очень прочный мост".

Одним из важнейших преимуществ электромобилей перед обычными автомобилями считается экологичность. Но ряд специалистов указывает на то, что электромобили не отличаются в этом от других типов автомобилей. По мнению автора книги "Зеленая иллюзия" Оззи Цейнера, экологичность электромобилей кажущаяся -- для их создания, зарядки и поддержания инфраструктуры используется не меньше топлива, в связи с чем они не сокращают выбросы в атмосферу (см. колонку).

"AK&M" от 11.11.2013

Ссылки на социальные сети

ВКонтакте Facebook Live Journal

Главные новости
 
 


КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ЗАО "Анализ, Консультации и Маркетинг"
Cвидетельство о регистрации
средства массовой информации
Эл №ФС77-44607 от 15.04.2011г.
Сайт может содержать материалы 16+
Copyright © 1996- AK&M
 
Тел.: +7 (495) 916-70-30,
          +7 (499) 132-61-30
Факс: +7 (499) 132-69-18 / 60-93
E-mail: postmail@akm.ru
Адрес редакции: 119333, г. Москва,
ул. Губкина, д. 3

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100