Главная страница

Для подписчиков

ПОЛНАЯ ЛЕНТА
AK&M - НОВОСТИ ТЭК
AK&M - НОВОСТИ Машиностроения

В свободном доступе

Новости дня
Комментарии
Подписка

На главную страницу

Новости
Раскрытие
Тенденции
Базы данных
Слияния и поглощения
Аналитика
Рейтинги
Валюты
Конференции

Об Агентстве
Продукты
Контактная информация



Новости AK&M
сделать домашней страницей добавить в избранное карта сервера По английски

Новости Комментарии Аналитика Курсы валют Эмитенты

21/03/2014
09:25

Дайджест газеты "Известия" от 21 марта 2014 года (часть II)


Дайджест газеты "Известия" от 21 марта 2014 года (часть II)

АСВ НАШЛО "ДРОБИЛЬЩИКОВ" В "МОНОЛИТЕ" И БАНКЕ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА

В банке "Монолит" и Банке развития бизнеса (БРБ), которые лишились банковской лицензии 1 февраля этого года, выявлены случаи дробления вкладов. Как рассказали "Известиям" в Агентстве по страхованию вкладов (АСВ), общий объем вкладов, полученных путем дробления (перевод на счета физлиц негарантированных государством средств юрлиц или разделение крупных розничных вкладов на более мелкие, подпадающие под страховое возмещение 700 тыс. рублей), в этих банках составил 140,2 млн рублей. "Дробильщики" не включены в реестр страховых выплат - для получения возмещения они должны вернуть средства в исходное состояние.

- В ходе проверки, проведенной АСВ в банке "Монолит" и Банке развития бизнеса, были выявлены случаи, имеющие признаки сомнительных операций со счетами юридических и физических лиц для незаконного получения страхового возмещения, - заявили "Известиям" в АСВ. - Всего в банке "Монолит" было проведено более 250 подобных операций на общую сумму более 140 млн рублей. В 130 случаях средства были перечислены со счетов юрлиц и индивидуальных предпринимателей (имеющих суммы, превышающие 700 тыс. рублей) на счета граждан либо ИП. Сумма по таким операциям составляет 72,4 млн рублей. Также выявлено 126 случаев дробления крупных вкладов населения, а также счетов юридических лиц через кассу банка на общую сумму 67,8 млн рублей. В Банке развития бизнеса в день отзыва лицензии, 5 марта 2014 года, оформлено пять проводок по зачислению денежных средств со счетов юридических лиц на счета индивидуальных предпринимателей на общую сумму 222,4 тыс. рублей.

Общий объем страховых выплат клиентам банка "Монолит" и Банка развития бизнеса составит 5,2 млрд рублей. Число клиентов, которые могут претендовать на получение страховых выплат, - 12,8 тыс. человек.

Общий страховой объем ответственности АСВ перед вкладчиками "Монолита"- составил 5 млрд рублей. За этим возмещением могут обратиться 12 тыс. вкладчиков (из них 210 клиентов - ИП, которым будет выплачено 31 млн рублей). Число клиентов Банка развития бизнеса, которые получат страховое возмещение в размере 234,4 млн рублей, достигает 800 человек (из них 140 клиентов - ИП - получат 7,3 млн рублей).

Интересно, что в Мастер-банке - рекордном страховом случае за всю историю АСВ (объем страховой ответственности 31,2 млрд рублей, лишился лицензии 20 ноября 2013 года) не было выявлено ни одного случая дробления вкладов. Хотя более 20 тыс. клиентов физлиц имели средства на счетах в банке, превышающие объем страховой ответственности АСВ (700 тыс. рублей). Совокупные остатки их средств, не покрытые страховыми выплатами, составили около 14 млрд рублей. Впрочем, отзыв лицензии у Мастер-банка был полной неожиданностью как для его клиентов, так и для банков-партнеров.

Как отмечает директор по корпоративным рейтингам агентства "Рус-Рейтинг" Лариса Макаренко, в настоящее время АСВ формально не может отказать в выплатах "дробильщикам", однако сомнительные сделки агентство вправе оспорить в суде.

По словам адвоката компании "Хренов и партнеры" Алексея Долгова, оспаривание Агентством сомнительных сделок, совершенных клиентами банков в преддверии отзыва лицензии или назначения временной администрации, - его прямая обязанность.

- Для того чтобы выиграть соответствующие судебные процессы АСВ необходимо будет доказать, что дробление вкладов было обусловлено целью получить страховое возмещение, притом что лица знали о предстоящем отзыве у банка лицензии, - поясняет Долгов. - Очень важно, чтобы суды при рассмотрении указанных споров взвешенно подошли к признанию недействительными сделок и без явных доказательств недобросовестности вкладчиков (например, аффилированность с руководством банка) не признавали данные сделки недействительными. В противном случае может быть подорвано доверие ко всей системе страхования вкладов. В первую очередь это касается физических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые действительно могли дробить вклады, не подозревая о предстоящем отзыве лицензии у банка.

По словам Долгова, сделки юридических лиц по переводу денежных средств во вклады физических лиц изначально выглядят подозрительными, так как это нельзя назвать обычной практикой для коммерческой организации.

- Результат рассмотрения судебного спора зависит от способа дробления вкладов, - говорит юрист компании "Юков и партнеры" Алена Дубровина. - Если разбивка осуществлялась путем внутрибанковских проводок при недостаточности денежных средств на корреспондентском счете банка, то в подавляющем большинстве случаев суды принимают позицию АСВ и отказывают в выплате возмещения. Дробление вкладов путем совершения фиктивных кассовых операций представляет собой более сложную схему, требующую детального исследования всех обстоятельств дела, и исход разбирательства зависит от наличия доказательственной базы у госкорпорации. Тем не менее в целом судебная практика по обозначенному вопросу для ГК "АСВ" положительная.

В свою очередь, начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий напоминает, что "дробильщикам" довольно часто удается оспорить действия АСВ: суды в Тюмени удовлетворили более 200 исков "дробильщиков", а в Калининграде - более 100.

Впрочем, в арсенале АСВ может появиться мощное оружие против граждан, дробящих вклады. АСВ хочет получить право "приостанавливать, блокировать выплаты страхового возмещения в тех случаях, когда видит криминальный характер образования остатков на счетах". Соответствующие поправки сейчас готовятся. В этом случае в агентстве будут сразу отказывать в выплатах. К уголовной схеме будут относить фиктивное оформление депозита с целью неправомерного получения выплат от АСВ. В прошлом году такие схемы в большом количестве были выявлены в нескольких дагестанских банках после отзыва у них лицензии. В подобных случаях в АСВ предлагают такой порядок действий: агентство пишет заявление в правоохранительные органы с просьбой возбудить дело по статье "Мошенничество", одновременно приостанавливая страховые выплаты по подозрительным вкладам. Выплаты возобновляются только после отказа в возбуждении дела или по решению суда.

Как ранее отмечал замгендиректора АСВ Андрей Мельников, случаи злоупотребления со вкладами участились в связи с массовым отзывом банковских лицензий. В частности, большое количество вкладчиков-"дробильщиков" было выявлено в банке "Пушкино", Инвестбанке, БПФ. Большое количество "дробильщиков" было выявлено в банках группы Матвея Урина (Традо-банк, Славянский банк, Соцгорбанк).


РОССИЯ И УКРАИНА СОЗДАЮТ ЦЕНТР ПО РАЗРАБОТКЕ АВИАДВИГАТЕЛЕЙ

Российские и украинские предприятия создают совместное предприятие для разработки и производства всех типов авиадвигателей. Московская Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК; "внучка" "Ростеха") и запорожское предприятие "Мотор Сич" организуют в Москве Международный инженерный центр. Об этом "Известиям" сообщили в ОДК. По информации источника в отрасли, главная задача будущего центра - разработка перспективных авиадвигателей, в том числе для истребителей пятого поколения - Т-50 и Су-35. Филиал организации предполагается открыть в Запорожье.

Документы на регистрацию ООО "Международный инженерный центр Объединенной двигателестроительной корпорации" его учредители уже подали в Министерство юстиции. Об этом "Известиям" сообщил председатель совета директоров ЗАО "Двигатели "Владимир Климов - Мотор Сич" Анатолий Ситнов (первый замгендиректора будущего центра).

- Центр создается в соответствии с указанием вице-премьера России Дмитрия Рогозина в рамках совместного решения Владимира Путина и Виктора Януковича. А раз в этом деле заинтересовано правительство, то наверняка найдутся и деньги. Предполагается сотрудничество с ОДК, украинскими "Мотор Сич" и "Ивченко-Прогресс", - рассказал Ситнов.

Напомним, 17 декабря прошлого года во время визита президента Украины в Москву Владимир Путин и Виктор Янукович подписали протокол о промышленном сотрудничестве.

Первый зампред комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев уверен, что сложная политическая обстановка не станет препятствием для развития центра. По его мнению, любые попытки помешать кооперации больший урон нанесут самой Украине.

- При всех неоднозначных шагах, которые делает новая власть на Украине, у них достаточно разума, чтобы понимать важность экономики и рабочих мест. Ни на создание новых предприятий за пределами страны, ни на производственную кооперацию с Россией новая власть ограничений налагать не станет - это было бы контрпродуктивно. Думаю, что прагматизм возобладает, - полагает Владимир Гутенев.

Как сообщили "Известиям" представители ОДК, 51-процентная доля создаваемого ООО будет принадлежать этой корпорации. 49% будет владеть "Мотор Сич". Общее собрание учредителей уже состоялось 18 марта - были избраны совет директоров, научно-технический совет, генеральный директор и его первый заместитель.

- Гендиректор общества выбирается из кандидатов, предложенных ОДК, его первый заместитель - из кандидатов, предложенных "Мотор Сич". На пост главы компании выдвинут Виктор Согачев (гендиректор НПП "Темп". - "Известия"), на должность первого зама - Анатолий Ситнов. Есть программа, которую мы будем выполнять совместно с "Мотор Сич", это касается вертолетных двигателей - В3-117 и Д-436, который на транспортные самолеты идет, АИ-222 для ЯК-130 и другие, - сообщили "Известиям" в ОДК.

Как пояснил Анатолий Ситнов, главной задачей Международного инженерного центра станет разработка двигателей не только для существующих, но и для перспективных военных и гражданских самолетов и космической техники. Один из приоритетных проектов - двигатель для истребителя пятого поколения.

- Речь идет о совместной разработке двигателей следующих поколений. Например, для истребителя Т-50. Сейчас для него используется двигатель 117-С с тягой около 14,5 т, но требуется тяга в 18-19 т, - отметил Анатолий Ситнов. - Также будут создаваться и ракетные двигатели.

Одна из целей кооперации, по его словам, - снижение стоимости производства. Технологии украинских предприятий позволяют производить двигатели в несколько раз дешевле по сравнению с российскими заводами. При этом большинство оборудования на украинских заводах российское.

- На заводе Чернышева в Москве и в Уфе на Моторостроительном заводе детали по стоимости получаются в 5-7 раз дороже, чем продукция "Мотор Сич". Созданная в СССР технология в Запорожье усовершенствована до современного уровня. Но при этом используется 65% российских материалов и оборудования, Украина без нас, как и мы без нее, не сможет выпускать двигатели, - отметил собеседник.

В ОДК сообщили, что Международный инженерный центр будет находиться в Москве во ФГУП "НПЦ газотурбостроения "Салют", отметив при этом, что "за местонахождение еще предстоит проголосовать учредителям". Помимо этого появится филиал в Запорожье. Управлять центром станет коллегиальный научно-технический совет из 15 человек.

База будущего центра - ФГУП "НПЦ газотурбостроения "Салют" - еще не вступила в ОДК, эта организация ждет преобразования из казенного предприятия в акционерное общество.

- Мы готовимся к вступлению в ОДК, официально мы пока еще ФГУП, к концу года должно произойти акционирование, - сообщили на предприятии.

Президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов полагает, что кооперация полезна и будет проходить без проблем, но только в случае, если Украина не войдет в Евросоюз и не вступит НАТО.

- Пока никакой опасности нет - Россия является главным заказчиком "Мотор Сич". Проблема может возникнуть, если Украина запустит процесс вступления в ЕС - под предлогом нерентабельности украинские предприятия попробуют купить западные компании. А если запустится процесс вступления в НАТО, тогда оборонно-промышленные предприятия станут уже рассматривать через лупу. Формального запрета не будет, но в НАТО существует система санкций, кредитных ограничений, чтобы затруднить работу. Во избежание подобных осложнений российской стороне было бы полезно купить контрольный пакет акций "Мотор Сич", - полагает Леонид Ивашов.


ВАДИМ ГАГЛОЕВ: "МЫ НЕ БУДЕМ ПЕРЕДАВАТЬ ЦИРКИ В ЧАСТНЫЕ РУКИ"

В Российской государственной цирковой компании, которую поклонники жанра знают под именем Росгосцирка, сменилось руководство. Продюсер цирковых шоу и советник министра культуры РФ Вадим Гаглоев, исполнявший обязанности гендиректора во время болезни своей предшественницы Фарзаны Халиловой, официально вступил в должность. Свое первое интервью на новом месте Вадим Гаглоев дал корреспонденту "Известий".

- По данным сайта Росгосцирка, на его балансе сегодня 41 цирковое здание. На коллегии Минкультуры, где вы были представлены в качестве руководителя, в основном говорилось о неудовлетворительном состоянии, в котором находятся многие из них. Как собираетесь исправлять ситуацию?

- По прошлому году был фактически провален план капитального ремонта цирков. Должно было быть отремонтировано шесть цирков, а в итоге сделан только один - Сочинский. Пять цирков перешли в план на этот год. Я корректирую эту программу.

Более того, есть желание добавить в нее еще ряд цирков, начать работы по проектированию, подготовке сметы и документации по ремонтам этих цирков. Кроме того, Росгосцирк брал на себя обязательства по выделению из собственных источников дополнительных средств на капитальный ремонт. Это не было сделано, и это предстоит сделать в этом году.

- 39-я статья федерального закона о культуре с недавнего времени предусматривает помощь регионов федеральным предприятиям. Местные власти готовы помочь с ремонтом?

- Действительно, регионы получили право выделять средства на капитальный ремонт культурных объектов, находящихся в федеральной собственности, и они проявляют большой интерес, готовы сотрудничать с нами в этом направлении. Я разговаривал с губернаторами. Все на самом деле хотят участвовать. Например, я встречался с вице-губернатором Архангельска. Там цирк с 1989 года не функционирует после пожара, но есть большое желание восстановить его. Мы со своей стороны готовы вкладываться в эти цирки и делать программу по их восстановлению.

- Выгодно ли регионам участвовать в ремонте федеральной собственности или это в большей степени жест лояльности центру?

- Цирки - не частная лавочка, а федеральные казенные предприятия, государственные учреждения, содержащиеся пока еще в большой доле за государственные деньги. Субъекты федерации - тоже не частные компании и коммерческие структуры. Мы совместно работаем над программой восстановления циркового искусства в стране. Но речи не идет о передаче цирков в регионы. Эти цирки будут собственностью Росгосцирка. Когда речь идет о том, что кто-то кому-то отдает цирки, - эта постановка вопроса абсолютно неправильная. Речь идет о государственной программе.

- Тем не менее Краснодарский цирк ушел из материнской компании, передан Краснодарскому краю.

- Передача Краснодарского цирка субъекту федерации не значит, что цирк исчезнет: он останется на территории России, в Краснодарском крае, будет использован исключительно под нужды цирковой отрасли. У нас есть договоренность с краем о прокате наших программ.

В данном случае зрителю, который придет в этот цирк, будет всё равно - субъект федерации вложил туда деньги или же правительство РФ. Главное, чтобы там демонстрировался достойный цирковой продукт. И цирк был в хорошем состоянии. Мы не передаем государственные цирки в частные руки и передавать не будем.

- На сайте ведомства указано, что на данный момент в Росгосцирке числятся семь цирковых коллектив и более 700 аттракционов. Будете расширяться и обновляться?

- Безусловно, потому что качество и количество программ очень низкие. Их нужно расширять. У нас есть наметки за довольно краткий промежуток времени создать порядка 13 новых программ. Я разговаривал с прокатчиками - многие из них смогут представить дополнительные новые программы. Например, Гия Эрадзе (директор циркового шоу "Пять континентов". - "Известия") готов прокатывать еще две программы. Запашные готовы расширить и запустить дополнительные программы. А мы готовы предоставить условия для этого проката.

Магнит для детворы
Предшественница Вадима Гаглоева Фарзана Халилова была уволена приказом Министерства культуры от 7 марта 2014 года, несмотря на то что контракт с нею был заключен до 29 октября 2017 года. Учредитель счел ее работу неэффективной. В частности, в вину ей было поставлено запущенное состояние зданий Краснодарского и Владивостокского цирков.

Внимание к этим циркам обострилось летом 2013 года: заместитель председателя правительства РФ Ольга Голодец провела несколько рабочих совещаний, где обсуждались выведение цирковых зданий из имущественного комплекса Росгосцирка и передача их на баланс регионов. Фарзана Халилова выступала против.

Гендиректор Росгосцирка была уверена, что после передачи зданий власти регионов могут перепрофилировать расположенные в центре городов здания, а также переживала, что эти цирки выпадут из системы проката программ.

С приходом Вадима Гаглоева имущественные комплексы Краснодарского и Владивостокского цирков все же были переданы на баланс Краснодарского и Приморского краев. Однако, как удалось выяснить "Известиям", ни перепрофилирование, ни потеря связи с материнской компанией этим циркам не грозят.

Вице-губернатор Приморского края Ирина Василькова рассказала изданию, что цирковой комплекс будет находиться в ведомстве региона 5 лет, согласно договору аренды, который в скором времени будет заключен с представителями Росгосцирка и Минкультуры. За этот срок здание цирка должно быть полностью отремонтировано.

- Около года уйдет на создание проекта, примерно 1,5 года - на ремонт. Какое-то время цирк должен поработать, чтобы мы могли показать, на что потрачены деньги: есть такой показатель, как эффективность бюджетных вложений. Велика вероятность, что мы сможем достигнуть бюджетной эффективности раньше и передадим здание Росгосцирку до истечения 5-летнего срока. Наша задача - отремонтировать цирк, а не держать его, - подчеркнула Ирина Василькова.

Также она отметила, что чиновники понимают всю "сложность прокатной системы", поэтому цирк "будет работать с Росгосцирком и его коллективами".

С Краснодарским цирком ситуация иная. На сегодняшний день весь его имущественный комплекс отошел в постоянное пользование Краснодарского края, краем же назначен одобренный затем Минкультуры директор - Маргарита Коханова.

Вице-губернатор Краснодарского края Галина Золина уверяет, что все действия региональных властей в отношении цирка будут согласовываться с Минкультуры и Росгосцирком в соответствии с трехсторонним соглашением, которое уже подписано.

Галина Золина также рассказала "Известиям", что министр культуры Владимир Мединский высказал пожелание, чтобы на территории цирка "прописались детская библиотека, детское кафе, детский кинотеатр, чтобы цирк стал магнитом для притяжения нашей детворы". Однако сначала здание цирка, которое не ремонтировалось на протяжении последних 42 лет, предстоит привести в порядок.


МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ ОЖИДАЕТ ЗАКРЫТИЯ МЕЛКИХ АВТОШКОЛ

Минэкономразвития подвергло критике проект программ обучения в автошколах, которые разработало Минобрнауки. Экономическое ведомство считает, что новые требования окажутся непосильными для маленьких компаний, занимающихся подготовкой водителей, - это приведет к уходу их с рынка. Исходя из проекта приказа ведомства, с которым ознакомились "Известия", значительно увеличиваются требования к материальному оснащению автошкол. Сами представители автошкол указывают, что принятие программ приведет к увеличению стоимости обучения в несколько раз.

Автошколам придется иметь собственные перекрестки
Проект приказа разработан Минобрнауки в связи с новыми правилами получения водительских прав - речь о поправках в закон "О безопасности дорожного движения", которые вступили в силу в ноябре 2013 года. В соответствии с ними к сдаче экзамена на права теперь допускаются только те лица, которые прошли профессиональное обучение в автошколе. Ранее допускалась самостоятельная подготовка на получение прав категорий "А" и "В". Кроме того, теперь в автошколах данный процесс должен быть организован в соответствии с примерными программами, которые и должно утвердить Минобрнауки (согласно постановлению правительства от 1 ноября 2013 года). Еще одна новация - расширение перечня транспортных средств, на управление которых требуется получение специального права. В него включены мопеды, квадроциклы, трициклы, для вождения которых ранее водительское удостоверение не требовалось.

Так, согласно проекту Минобрнауки, водителю легкового автомобиля и мотоцикла придется изучать устройство транспортного средства в течение 20 часов (сейчас это 15 часов). Он должен будет научиться снимать аккумуляторную батарею (весит около 15 кг), вникнуть в принцип работы гидромеханических и бесступенчатых коробок переключения передач со схемами их управления. Также будущему водителю предстоит освоить "уравнение тягового баланса и угол увода при деформации автошины под действием боковой силы".

Не менее требовательны представленные программы и к оснащению учебной площадки. Как отмечается в документе, в целях имитации реальных условий движения на ней должен быть оборудован перекресток, пешеходный переход, установлены дорожные знаки и нанесена разметка в соответствии с требованиями ГОСТа.

В целом же примерные программы по обучения водителей изложены более чем на 700 страницах.

Число автошкол может сократиться вдвое
Как сообщил "Известиям" директор департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России Вадим Живулин, позиция ведомства по поводу проекта приказа Минобрнауки предельно проста: новые требования не должны препятствовать работе добросовестного бизнеса без веских на то оснований.

- Требования, которые мы видим сейчас в проекте, могут привести к укрупнению бизнеса автошкол. Маленьким компаниям будет трудно технически обеспечить соблюдение заявленных правил, - говорит Живулин.

В связи с этим Минэкономразвития настаивает на проведении оценки регулирующего воздействия данного проекта, чтобы проанализировать возможные эффекты от его реализации. При этом в ведомстве подчеркивают, что только на момент уведомления о разработке документа поступило уже 1,9 тыс. мнений, значит, профессиональному сообществу есть что сказать.

По словам исполнительного директора Ассоциации автошкол Москвы Елены Зайцевой, представленный проект программ не отражает общемировые требования к современному водителю, а также не учитывает наработанные отечественные методики обучения. Не учтены, по ее словам, и потребности самих водителей.

- Неизбежным результатом в случае принятия этих программ станет увеличение стоимости обучения в несколько раз без всякого повышения его эффективности, - говорит Елена Зайцева. - К тому же из-за невозможности реализовать такие программы закроется несколько тысяч образовательных организаций, осуществляющих подготовку водителей (сейчас в России функционирует около 8 тыс. автошкол. - "Известия").

Число аварий растет, и новые правила могут не сработать
Кроме того, представители автошкол видят проблему в новом положении закона, по которому обучение водителей должно стать профессиональным. Это значит, что каждый, прошедший обучение в автошколе, получит профессию водителя.

- Получилось же так, что представленные программы обучения избыточны для любителей, желающих получить водительское удостоверение, но при этом недостаточны для получения профессии. Необходимо разделить обучение на профессиональное и так называемые любительское, - говорят участники рынка.

Руководитель отдела спутникового мониторинга транспорта ГК "Аркан" Андрей Милованов считает, что меры, направленные на снижение аварийности на дорогах, необходимы. Так, по статистике, говорит он, в среднем курсанты получают водительское удостоверение с третьей попытки, а количество аварий, совершенных автолюбителями со стажем вождения менее 3 лет, растет ежегодно.

В свою очередь, эксперт ИХ "Финам" Алексей Захаров указал, что в случае ужесточения требований к техническому оснащению увеличение финансовой нагрузки школы постараются переложить на курсантов. При этом эксперт уверен, что плохо обученных водителей, которые просто купили права, на российских дорогах меньше не станет.


МОСКОВСКИЙ ЗООПАРК ГОТОВИТ ЗАКОНОПРОЕКТ ПРОТИВ ЧАСТНЫХ ЗВЕРИНЦЕВ

Московский зоопарк разрабатывает проект федерального закона, с вступлением которого нелегальными окажутся большинство ныне действующих частных зверинцев. Документ будет готов этой осенью и пропишет жесткие требования к сотрудникам, условиям содержания животных, необходимым площадям. Как рассказал "Известиям" директор Московского зоопарка Владимир Спицын, закон "О зоологических парках" будет направлен Владимиру Путину с просьбой лично внести его в Госдуму.

- Сейчас бесконтрольно возникают частные псевдозоопарки и зверинцы, но нет нормативной базы, позволяющей приостанавливать их деятельность, - пояснил завотделом научно-методической работы Московского зоопарка Владимир Фролов. - В законе будут прописаны требования для зоопарков - это и необходимые площади, и квалификация обслуживающего персонала (он должен иметь профильное подготовительное образование), и такие вещи, как питание животных, ветеринарные нормы и др. Цель всевозможных частных зверинцев, называющих себя зоопарками, - заработать деньги, в то время как основная задача настоящего зоосада - это просвещение.

- Согласно приказу Министерства культуры, мы являемся головным зоопарком, поэтому занимаемся этими документами, - пояснил директор Московского зоопарка Владимир Спицын. - В законопроекте будут отражены основные положения: определение зоопарка, его задачи. Из них - изучение биоразнообразия и содержание коллекции животных; научное просвещение; исследование, а также отдых и рекреация.

Первый заместитель директора Московского зоопарка по научной работе Сергей Попов отметил, что сейчас зоопарки выпадают из правового поля.

- С одной стороны, это музеи, для которых существуют все необходимые законы, но с другой стороны, в них содержатся живые "экспонаты", которые размножаются, умирают и требуют особого ухода, - говорит он. - В то же время сами зоопарки периодически пытаются стать парками культуры и отдыха, то есть развлечь своих посетителей. Но в первую очередь они выполняют образовательную функцию, и это необходимо закрепить в законе.

Координатор проектов по сохранению видов WWF России Наталья Дронова рассказала, что в России уже более 10 лет не выдается разрешений на добывание видов, занесенных в Красную книгу РФ, с целью содержания в неволе.

- Такие разрешения Росприроднадзор выдает только в исключительных случаях, например для целей разведения (так, несколько лет назад в Московский зоопарк привезли манулов, пойманных в Читинской области). В зоопарках и питомниках могут формироваться резервные популяции редких животных. Например, лошадь Пржевальского сохранилась только в зоопарках, - рассказала Дронова. - А для восстановления зубра в природе использовались особи, разведенные в питомниках. В настоящее время в России зубров в вольноживущих популяциях более 450.

По словам эксперта, пополнение фондов зоопарков происходит в основном за счет разведения в неволе - зоопарки обмениваются особями.

- Зоопарки объединены в различные ассоциации, ведутся племенные книги, а по разведению каждого вида есть куратор, который решает, куда направить детенышей, формирует пары, - говорит Дронова. - Например, один леопард может принадлежать чешскому зоопарку, другой - португальскому, но они подходят друг другу по генетике, поэтому содержатся вместе. Торговля животными, занесенными в приложение I к Конвенции о международной торговле дикими видами фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), запрещена. Это, например, тигр, леопард, некоторые виды крупных попугаев, человекообразные обезьяны и т.д. Ими даже зоопарки не могут торговать - только обмениваться.

В то же время, по словам эксперта, частные зоопарки и зверинцы нередко обходят закон и покупают животных, в том числе редких, на черном рынке.

- Животные попадают на рынок двумя способами: легальный отлов по квоте (некоторые страны имеют квоты на отлов редких видов) или нелегальный отлов. Частные зоопарки никто по сути не проверяет, это большая проблема, и хочется надеяться, что новый закон это сможет урегулировать, - заключила Дронова.

Президент Центра защиты прав животных "Вита" Ирина Новожилова считает, что частные зоопарки и зверинцы - это масштабная проблема по всей России, их количество в последние годы резко увеличилось.

- Сегодня экзотических животных использует огромная индустрия. Этим способом посетителей завлекают в кафе, рестораны, торговые центры и даже используют как бонус при продаже недвижимости. Например, один из девелоперов построил зоопарк на четыре дома, - говорит эксперт. - Законодательство не регулирует эту область, а то, что действует, грубо нарушается. Так, еще с 1970-х годов работают правила техники безопасности и производственной санитарии, они не разрешают содержать животных в торговых центрах, тем не менее таких примеров множество.

По словам Новожиловой, в торговых центрах можно увидеть даже пингвинов и тюленей. Там невозможно создать нормальные условия: животным не хватает света, вольеры маленькие, посетителям разрешено кормить животных и идти на прямой контакт.

- Когда животные находятся в таких тесных условиях, их иммунная система перестает нормально работать. Самое страшное явление - это контактные зоопарки, которые распространяются с огромной скоростью. Например, на ВВЦ люди приходят в грязной одежде и кормят, гладят животных весь день. В Англии, например, даже в приютах для животных требования намного жестче, там посетители заходят только в халатах, на несколько минут, а прямой контакт запрещен, - рассказала эксперт.

В то же время директор по маркетингу компании "Гамма-Центр" Игорь Козуля опасается, что таким образом фактический монополист на этом рынке - Московский зоопарк - пытается в том числе ограничить конкуренцию.

- Я бы не хотел, чтобы с введением нового закона пришлось закрыть частные зоопарки, в которых содержатся домашние животные - собаки, поросята, хомячки, эти животные неприхотливы, - говорит эксперт. - В то же время для содержания больших экзотических животных стоит прописать жесткие нормативы.

"AK&M" от 21.03.2014

Ссылки на социальные сети

ВКонтакте Facebook Live Journal

Главные новости
 
 


КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ЗАО "Анализ, Консультации и Маркетинг"
Cвидетельство о регистрации
средства массовой информации
Эл №ФС77-44607 от 15.04.2011г.
Сайт может содержать материалы 16+
Copyright © 1996- AK&M
 
Тел.: +7 (495) 916-70-30,
          +7 (499) 132-61-30
Факс: +7 (499) 132-69-18 / 60-93
E-mail: postmail@akm.ru
Адрес редакции: 119333, г. Москва,
ул. Губкина, д. 3

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100