Главная страница

Для подписчиков

ПОЛНАЯ ЛЕНТА
AK&M - НОВОСТИ ТЭК
AK&M - НОВОСТИ Машиностроения

В свободном доступе

Новости дня
Комментарии
Подписка

На главную страницу

Новости
Раскрытие
Тенденции
Базы данных
Слияния и поглощения
Аналитика
Рейтинги
Валюты
Конференции

Об Агентстве
Продукты
Контактная информация



Новости AK&M
сделать домашней страницей добавить в избранное карта сервера По английски

Новости Комментарии Аналитика Курсы валют Эмитенты

24/11/2014
09:55

Дайджест газеты "Коммерсант" от 24 ноября 2014 года (часть III)


Дайджест газеты "Коммерсант" от 24 ноября 2014 года (часть III)


АФРИКА НЕ ОТПУСКАЕТ ЛУКОЙЛ
КОМПАНИЯ ВХОДИТ В ПРОЕКТ НА ШЕЛЬФЕ НИГЕРИИ

Несмотря на ряд неудач с проектами в Африке, ЛУКОЙЛ продолжает в них входить. Компания получит 45% в проекте (18% в прибыли) на шельфе Нигерии, выкупив часть доли оператора - американской Chevron. Эксперты считают, что у ЛУКОЙЛа есть шансы нарастить объемы добычи и избежать значительных рисков, так как обе компании обладают опытом работы в Африке.

Совет директоров ЛУКОЙЛа одобрил его вхождение в шельфовый проект Chevron в Нигерии, заявил в пятницу президент российской компании Вагит Алекперов. "Мы продолжаем активную деятельность за рубежом. Мы считаем это перспективным месторождением, где ведется дальнейшая геологоразведка",- пояснил господин Алекперов. Речь идет о проекте OML 140, 95% в котором принадлежит Chevron, 5% - южноафриканской Sasol. Он реализуется на основании соглашения о разделе продукции (СРП). По информации источников "Ъ", знакомых с ситуацией, ЛУКОЙЛ получит 45%, но сумму сделки они не уточняют.

Ресурсы блока оцениваются в 39,4 млн тонн н. э. По СРП Chevron получит только 38% в доходах, остальное уходит государству. Таким образом, ЛУКОЙЛ при выкупе 45-процентной доли может претендовать примерно на 18% прибыли.

ЛУКОЙЛ уже давно работает в Западной Африке. С 2006 года он участвует в проектах на шельфе Ганы, Сьерра-Леоне и в акватории Кот-д'Ивуара. В Гане компания осваивает глубоководный блок Cape Three Points Deep Water (доля - 56,66%). В Сьерра-Леоне ЛУКОЙЛ владеет 49% в проекте по бурению первой разведочной скважины на морской структуре "Саванна" (глубоководный блок SL-5-11). В акватории Кот-д'Ивуара компания участвует в разработках месторождений на блоках CI-101 и CI-401 (56,66%), CI-205 (63%), CI-524 (60%) и CI-504 (65%). Но опыт в регионе был не самым удачным. В отчете за 2013 год ЛУКОЙЛ сообщал о списаниях в Африке на $277 млн (по каким именно проектам, не уточнялось). Сумма затрат по сухим скважинам в Западной Африке составляет $811 млн. И тем не менее в июне ЛУКОЙЛ приобрел у британской Bowleven Plc 37,5% в проекте по разработке участка Etinde на шельфе Камеруна. По данным Bowleven Plc, цена российской доли составила $187,5 млн.

ЛУКОЙЛ продолжает верить в перспективы Западной Африки и смог наладить работу в регионе, отмечает аналитик "Нэо центра" Михаил Товмасян. По его словам, и у Chevron серьезный опыт работы в Африке, что также снижает риски. Стоимость доли определить сложно, так как проект находится на слишком ранней стадии, считает эксперт. Для ЛУКОЙЛа, добавляет Михаил Товмасян, проект может быть актуальным на фоне снижения добычи в последние годы - тренд удалось переломить только в 2013 году с ростом на 1,1%, до 90,8 млн тонн.


АВТОВАЗ УДАРИЛ ПО ТОРМОЗАМ
ЗАВОД ОТЗЫВАЕТ БОЛЕЕ 14 ТЫС. АВТОМОБИЛЕЙ

Из-за проблем с тормозной системой АвтоВАЗ отзывает все 14,7 тыс. автомобилей новой модификации самой популярной модели Lada Granta - Liftback. Это около половины от общего объема продаж завода за месяц. По подсчетам источников "Ъ", отзыв обойдется в 10-20 млн руб. Это не первый отзыв Granta, но, по мнению аналитиков, сейчас проблема может быть не в качестве комплектующих, а в технологии их установки.

АвтоВАЗ отзывает 14,7 тыс. машин Lada Granta Liftback (старт продаж - 15 мая), следует из данных Росстандарта. Автомобили должны пройти сервисное техобслуживание из-за риска повреждения тормозов. В АвтоВАЗе пояснили, что на всех Granta Liftback с ABS установят держатель троса сцепления, который предотвратит его контакт с тормозной трубкой, если следы контакта уже есть, трубку заменят новой. В компании подчеркивают, что процедура будет для владельцев бесплатной и без ограничений по гарантийному пробегу. По расчетам источников "Ъ", ремонт автомобилей обойдется заводу в 10-20 млн руб. (в зависимости от нормочаса и доли машин, где надо менять трубку).

Гендиректор ОАО "Симбирск-Лада" (дочерняя компания "Лада-Сервис", Ульяновск) Валерий Шурыгин сообщил "Ъ", что в сервисную службу компании с жалобами на подобный дефект не обращались. "Скорее всего, недостаток был обнаружен изготовителем при испытаниях",- считает он. Глава ООО "СКС-Лада", воронежского дилера АвтоВАЗа, Дмитрий Хвастунов отмечает, что отзывы вазовских машин происходят "нередко", но не считает это критичным: "Есть индикатор - доля брака, то есть наличие в каком-то конкретном автомобиле некоторых отклонений от заложенных требований к модели, для японцев приемлемым считается 14%, у Lada он сейчас составляет 15%".

Отозванные Lada - чуть меньше половины ежемесячных продаж АвтоВАЗа и довольно небольшой объем по сравнению с отзывом в 2012 году. Тогда АвтоВАЗ отозвал 70 тыс. Lada Kalina и 24 тыс. Lada Granta из-за "потенциальной возможности стирания топливной трубки". В декабре 2012 года завод отозвал 45,4 тыс. Lada Granta из-за возможного выхода из строя блока управления подушек безопасности, в мае 2013 года - более 30 тыс. Lada Granta и Lada Kalina из-за возможного дефекта тормозной системы.

Lada Granta - лидер продаж среди легковых автомобилей в России за январь-октябрь. По данным Ассоциации европейского бизнеса, за десять месяцев было продано 128,9 тыс. Granta, из них 16,8 тыс.- в октябре. Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала" отмечает, что, скорее всего, проблема в технологии установки и не связана с поставщиками, из-за которых завод в октябре на четыре дня приостанавливал линии Kalina и Granta.


ПАССАЖИРЫ ОСТАЮТСЯ В РОССИИ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ АВИАПЕРЕВОЗКИ НАЧАЛИ ПАДАТЬ

В октябре впервые с 2011 года месячный объем международных авиаперевозок в России упал на 1,8%, хотя на внутренних линиях сохранился рост около 15%. Основной спад пришелся на СНГ, где потеряно 11% пассажиров. По мнению экспертов, помимо девальвации рубля, падения популярности традиционных туристических направлений и нестабильности в экономике сказался и украинский фактор: поток пассажиров в страну упал, а полеты в Крым теперь статистика считает внутренними.

В опубликованных в пятницу Росавиацией данных о работе авиакомпаний впервые с 2011 года зафиксирован спад международных перевозок. В октябре на международных линиях обслужено 3,6 млн человек, что на 1,8% меньше, чем в октябре 2013 года. На 11,1%, до 650 тыс. пассажиров, просел сегмент перевозок в страны СНГ. Рост в сегменте дальнего зарубежья был символическим - 0,1% (всего чуть более 3 млн человек).

Независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко поясняет, что в течение года тренды менялись, но международные линии всегда отставали от внутренних. В апреле рост составил 8,6% (1,4% - на международных линиях и 16,1% - на внутренних). Ситуация улучшилась летом, когда пассажиропоток рос на 13-15% в месяц, но и тогда перевозки за рубеж росли лишь на 6-8%, а внутренние - на 21-25%. В сентябре рынок замедлился: общий рост перевозок составил 8% (1,4% - на международных линиях и 16% - на внутренних). Господин Крамаренко говорит, что сейчас падение международного пассажиропотока происходит на фоне девальвации рубля, банкротства туроператоров и неопределенности в экономике: "Реальная зарплата упала на 0,3%, а возможностей для бюджетного отдыха все меньше". Из авиакомпаний детальную информацию по международным направлениям дала только группа "Аэрофлот", за девять месяцев пассажиропоток группы на международных линиях упал на 4,3%, на внутренних вырос на 26,5%. В качестве причин изменений компания указала сокращение полетов в СНГ и отказ от малодоходных чартеров на туристических направлениях.

Вице-президент Транспортной клиринговой палаты Марина Букалова полагает, что наибольший вклад в изменение показателей внесли перевозки в Симферополь (1,5 млн пассажиров в январе-сентябре), ранее они были в три-четыре раза меньше и учитывались как международные. По словам госпожи Букаловой, к концу лета 2013 года прирост пассажиропотока на Украину составлял почти 500 тыс. пассажиров, а к сентябрю 2014 года российские авиакомпании на этом рынке потеряли из международной статистики 700 тыс. пассажиров, или почти 50% (в том числе 400 тыс. перевозок в Симферополь). Также сказался и эффект от Олимпиады: поток пассажиров из российских городов в Сочи вырос за девять месяцев более чем на 35%, на 500 тыс. человек против прироста в 100 тыс. человек годом ранее.

По мнению Марины Букаловой, международный рынок более чем на 60% формируется за счет турпотоков и рост стоимости отдыха, политические или природные катаклизмы в странах массового спроса отражаются на темпах роста. Вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин добавляет, что на фоне "сильной валютной нагрузки на тарифы" (на прошлой неделе они рассчитывались из курса 59 руб. за евро) пассажиры планируют поездки "с осторожностью". Аналогичная ситуация в железнодорожных перевозках: пока на новогодний период фиксируется десятипроцентный спад, добавляет эксперт. Он ожидает коррекции географии путешествий в новогодний период: наибольший интерес вызывают Египет, Адлер, Москва, Петербург и Юго-Восточная Азия. На классических европейских направлениях (Франция, Германия, Италия, Австрия, Чехия) туроператоры рискуют недосчитаться 30% туристов, хотя горнолыжные направления, для которых характерно раннее бронирование, могут сохранить клиентов.

Авиакомпании пока не говорят о коррекции планов полетов. В "Аэрофлоте" "Ъ" сообщили, что не собираются менять маршрутную сеть, этого не планируют и в S7 Group (включает "Сибирь" и "Глобус"), поскольку в структуре их перевозок более 80% - Россия и СНГ. В "Трансаэро" отказались от комментариев. Марина Букалова не видит предпосылок к росту перевозок. "Нам придется смириться с тем, что тарифы в ближайшее время должны вырасти на 15-20% без учета роста расходов",- поясняет она, добавляя, что "предложение должно быть скорректировано в соответствии со спросом".


"СОЛВЕКС" ВОЙДЕТ В "СИСТЕМУ"
ТУРОПЕРАТОР НАМЕРЕН ОБЪЕДИНИТЬ БИЗНЕС С "ИНТУРИСТОМ"

Череда банкротств туроператоров, в том числе и некогда крупнейших, вынуждает остальных участников этого рынка объединяться. Первыми стали "Солвекс" и "Интурист", совладельцем которого является АФК "Система" Владимира Евтушенкова. В "Интуристе", под чьим брендом теперь будут оказываться услуги, называют сделку "дружеским слиянием", в результате которого в компанию перейдут сотрудники "Солвекса". При этом владельцы последнего не получат материальной компенсации или доли в бизнесе.

О слиянии "Солвекс Трэвэл" и "НТК-Интурист" в пятницу сообщил Российский союз туриндустрии (РСТ). По словам представителя организации Ирины Тюриной, часть подразделений "Солвекса" уже работает в составе "Интуриста". В разговоре с "Ъ" гендиректор "Интуриста" Виктор Толпокарев назвал сделку "дружеским слиянием". По его словам, в ближайшее время сотрудники "Солвекса" перейдут на работу в его компанию, а продукт туроператора будет предлагаться под брендом "Интурист". Совладельцы "Солвекса" при этом не получат материальной компенсации или доли в компании, продолжив работу в качестве менеджмента "Интуриста". Никаких материальных активов у туроператора сейчас нет, объясняет господин Толпокарев. Единственная ценность компании - продукт и квалифицированный персонал, добавляет он. Совладелица "Солвекса" Ирина Петрова отказалась комментировать условия слияния, назвав их коммерческой тайной.

По словам Ирины Тюриной, на фоне текущего падения туристического рынка (спрос на путевки сократился на 30-35%) "Солвекс" существенно урезал предложение. В результате в портфеле остались только самые сильные программы: путевки в Болгарию, Израиль, Белоруссию, Абхазию, детские туры и поездки по России, добавляет она. По словам госпожи Тюриной, теперь "Интурист" сможет упрочить свои позиции именно на этих направлениях. Господин Толпокарев указывает, что летом компания действительно планирует увеличить предложение по ряду традиционных направлений "Солвекса".

Турфирма "Интурист" (ключевые направления - Турция, Таиланд, Италия, Тунис и другие популярные курортные страны) существует с 2007 года. В 2010 году компания вошла в совместное предприятие ОАО "ВАО "Интурист"" (65,1% принадлежат АФК "Система" Владимира Евтушенкова, 25% контролирует мэрия) и британского туроператора Thomas Cook. Головная компания СП зарегистрирована в Испании - ITC Travel Investments SL. 25% в ней принадлежит ОАО "ВАО "Интурист"", а 75% находится у британской стороны. Общий объем средств, полученных "Интуристом" от реализации турпродукта в 2013 году, составил 382 млн руб., следует из федерального реестра туроператоров. По данным Kartoteka.ru, в 2013 году ООО "НТК "Интурист"" зафиксировало чистый убыток 120,3 млн руб.

Туроператор "Солвекс" работает на российском рынке с 1993 года. Основные собственники компании - Ирина Петрова и болгарский бизнесмен Галин Георгиев. Господину Георгиеву также принадлежит болгарский туроператор Solvex, который теперь станет принимающей стороной и стратегическим партнером "Интуриста". По данным на сайте компании, обязательная для всех российских туроператоров финансовая гарантия сейчас оформлена на три юридических лица: ООО "Туристическое бюро "Солвекс-Трэвэл"" (по данным Kartoteka.ru, в 2013 году выручка составила 94 млн, чистая прибыль - 261 тыс. руб.), ООО "Солвекс-Трэвэл" (выручка - 41,9 млн руб., чистая прибыль - 7,5 млн руб.) и ООО "Туроператорская компания "Солвекс"" (выручка - 46,5 млн руб., чистая прибыль - 7,2 млн руб.). То есть суммарная выручка группы в 2013 году составила 182,4 млн руб. Общий размер средств, полученных группой "Солвекс" от реализации турпродукта,- 685,7 млн руб.

С середины нынешнего лета крах пережили несколько крупных туроператоров, среди них петербургская компания "Солвекс Турне". Число пострадавших оценивалось в 17,5 тыс. человек. По данным Kartoteka.ru, 17% этой компании через ООО "Геста-холдинг" контролировал Галин Георгиев, остальные доли принадлежали другим собственникам. Несмотря на то что компании фактически никак не были связаны между собой, уход с рынка петербургского "Солвекса" испортил репутацию московской организации, продажи сократились, объясняет Ирина Тюрина. На фоне общего снижения спроса на турпутевки на 30-35% это оказалось для компании критическим, добавляет она.


РУДНИКИ УТЕКАЮТ СКВОЗЬ ПАЛЬЦЫ
ЧЕМ ГРОЗИТ "УРАЛКАЛИЮ" АВАРИЯ В СОЛИКАМСКЕ

На прошлой неделе началось затопление третьего по мощности рудника "Уралкалия" - СКРУ-2. Точных оценок реальных масштабов потерь, угрозы для населения и инфраструктуры региона пока нет и быть не может. Опыт прежних аварий показал, что они назревают многие месяцы и даже годы, опровергая любые прогнозы. Но круг рисков уже понятен. Рудник, обеспечивающий около 20% добычи, компания, скорее всего, теряет и быстро восполнить не сможет. Его полное затопление чревато проблемами проседания и провала грунта для близлежащих районов, ключевой автомобильной и железной дорог, газопровода, но вероятность этого относительно невелика. Ключевая угроза - протечка сбойки между СКРУ-2 и СКРУ-1 под Соликамском. Пока эксперты оценивают вероятность такого развития событий не более чем в 10%. Но это уже риск серьезной социальной и производственной катастрофы.

Во вторник, 18 ноября, около 17 часов по Москве "Уралкалий" сообщил о нештатной ситуации на СКРУ-2 в Соликамске. На руднике усилился приток рассолов, работа была остановлена, персонал эвакуирован, шахта обесточена. Еще четыре рудника в Березниках и Соликамске, по данным "Уралкалия", работают штатно. Точный объем поступавшего раствора не указывался, по разным оценкам, на пике он составлял 8-10 тыс. кубометров в час, к четвергу снизился до 5 тыс. кубометров. По словам директора горного института Уральского отделения РАН Александра Баряха, к пятнице скорость притока воды уже не превышала 2 тыс. кубометров в час. Вчера источники "Ъ" уверяли, что рассол в шахту "почти не поступает", но его приток начался еще в конце октября-начале ноября, хотя и таким сильно. По словам господина Баряха, СКРУ-2 сейчас "работает в аварийном режиме, по спецразрешению специалисты спускаются в шахту".

Первые видимые последствия аварии обнаружились еще 18 ноября - обрушение грунта в 3,5 км восточнее СКРУ-2. До ближайших многоэтажных жилых домов на улице Металлургов до провала около 1,9 км, от крупных жилых массивов (микрорайон Красное) - около 6 км. По данным МЧС, размер воронки - 20 м на 30 м (по другим данным - 30 м на 40 м). Зона обрушения оцеплена. По словам местных жителей, провал произошел в садовом товариществе "Ключики", под землю ушло три дома. "Сады после 1995 года не эксплуатируются, так что проблем нет. А если у кого-то есть вопросы с собственностью, то "Уралкалий" будет их решать",- пояснил "Ъ" глава правительства Пермского края Геннадий Тушнолобов. Мэр Соликамска Сергей Девятков еще более оптимистичен: "Большая часть дачников разбежалась давно, когда воронка наполнится, она превратится в озеро, и это будет просто отличное место для отдыха",- считает чиновник. Владельцы дач в поселке Ключики признают, что он считается заброшенным, но хозяева летом приезжали туда отдыхать и "сажать картошку".
Для выявления причин аварии было сформировано несколько комиссий, куда вошли представители Ростехнадзора, местных властей, "Уралкалия" и МЧС. Пока официальных выводов ни одна не сделала. По мнению представителей Ростехнадзора и МЧС, даже на предварительные оценки уйдет как минимум неделя. Геннадий Тушнолобов отмечает, что решение по судьбе рудника будет принято во вторник или в среду. Впрочем, Александр Барях, которого "Уралкалий" цитировал в своих официальных пресс-релизах, сразу и неожиданно быстро для подобных ситуаций связал проблемы СКРУ-2 с "землетрясением 1995 года", подчеркивая природные причины аварии. Между тем многие специалисты утверждают, что события 1995 года, как и ряд других аварий на местных рудниках,- типичные техногенные катастрофы, а землетрясение стало следствием, а не причиной.

В последнее время крупные аварии происходили на Верхнекамском калийном месторождении с удивительно четкой периодичностью - раз в девять-десять лет. В январе 1986 года начался приток рассола на БКПРУ-3 в Березниках. Рудник попытались спасти, установив насосы, но безуспешно. К середине марта мощность потока рассола превысила 1 тыс. куб. м в час, началось затопление выработок, а в конце июля над шахтой образовался провал глубиной более 100 м и размером 80 м на 50 м. Комиссия не нашла нарушений при строительстве и эксплуатации рудника, причиной назвали прорыв водозащитной толщи, которому предшествовали "изменения в составе вышележащих пород".

Следующая авария случилась в январе 1995 года на СКРУ-2, который затапливается сейчас. Тогда произошло мгновенное разрушение целиков в руднике и обрушение пород кровли очистных камер. Было разрушено около 3 млн куб. м породы. Официальной причиной аварии объявили природное или техногенное землетрясение на глубине около 3 км магнитудой около 4 баллов, но с этим согласны не все эксперты. Полного затопления СКРУ-2 ждали уже тогда, хотя на проблемном участке выработка была закончена еще в 1980-х. "По всем расчетам, по тому, что я видел, вода должна была вот-вот пойти,- рассказывает господин Барях.- Но природа оказалась к нам добра".

Рудник проработал еще почти двадцать лет, но именно следствием аварии 1995 года в "Уралкалии" считают нынешний приток рассола в шахту. Совладелец компании Дмитрий Мазепин признает, что в "Уралкалии" понимали - здесь "возможны технологические риски". Ряд экспертов утверждают, что именно в силу высоких рисков за рудником следили, проводя тщательную закладку, поэтому теперь вероятность проседания грунта и провалов минимальна. По словам источников "Ъ", в 1997 году на СКРУ-2 началась закладка пустот, в 2002-2007 годах эти работы частично финансировались за счет регионального бюджета - в недра было заложено 31,4 млн тонн породы. Местные жители, впрочем, сомневаются, обращая внимание на рост терриконов (отвалов отработанной руды, которая и должна использоваться для закладки).

"Уралкалий" данные о закладках не раскрывает. "Ъ" смог найти данные только по закладкам на всех пяти рудниках компании в целом. В частности, в 2011 году заложено 9,9 млн т, в 2012 году - 10,4 млн т, в 2013 году - 11 млн т, в 2014 году планируется заложить 11,6 млн т. За весь срок разработки Верхнекамского месторождения в березниковских и соликамских рудниках в шахтные пустоты было заложено более 257,9 млн т породы.

Еще одна авария произошла уже в октябре 2006 года на БКПРУ-1. Она началась тоже с притока рассола, который пытались остановить десять дней. Но в итоге рудник был затоплен. Госкомиссия вновь признала причиной "природную аномалию" в строении Верхнекамского месторождения. Обстоятельства случившегося назвали "чрезвычайными и непредотвратимыми".

Судьба СКРУ-2 вплоть до выходных не вызывала сомнений - на этот раз рудник точно затопит, сходились в оценках опрошенные "Ъ" эксперты и не опровергал "Уралкалий". Тем более что 60 лет считается в целом обычным сроком жизни калийного рудника. "Рано или поздно все они затапливаются",- говорят геологи. Насколько снижение потока рассола повышает шансы спасения рудника, вчера никто прогнозировать не брался. Важнейшим показателем является уровень минерализации поступающей воды, говорит один из специалистов, участвующих в ликвидации последствий аварии. "Если вода представляет собой насыщенный рассол, то он менее опасен для шахты, так как не сможет размыть ее стены,- поясняет он.- Если содержание минералов невысокое, а в воде обнаружен сероводород, значит, в шахту поступают грунтовые воды, которые растворяют минералы. Тогда сценарий будет негативным". Предварительные результаты исследований и прогнозы развития ситуации ожидаются к середине недели.

СКРУ-2 - серьезная потеря для "Уралкалия". Мощности рудника по конечному продукту составляют 2,3 млн т в год, это 17,7% общих мощностей компании (13 млн т) и 20% от плана на 2014 год (11,5 млн т). Вчера в компании уточнили, что рассматривается возможность ускорения графика ввода новых добывающих мощностей на Усть-Яйвинском и Половодовском участках. Также прорабатываются мероприятия по увеличению объемов производства на СКРУ-3 и БКПРУ-4 (общие мощности - 5,7 млн т). Проектная мощность Усть-Яйвы - 2,8 млн т, инвестиции оцениваются в $1,6 млрд. До сих пор ввод рудника планировался на 2020 год с выходом на полную мощность в 2025 году, строительство началось. По Половодово нет даже решения о сроках разработки.

По мнению Александра Литвина из BNP Paribas, можно считать, что производство "Уралкалия" "ужимается на четверть". У компании есть шансы нарастить текущее производство и раньше срока ввести новые мощности, но это потребует роста инвестиций (сейчас запланировано $2,3 млрд до 2020 года). Константин Юминов из Raiffeisenbank считает, что компания и без аварии опустила бы планку добычи, чтобы поддержать мировые цены, рухнувшие с $400 до $300 за тонну после конфликта "Уралкалия" с "Беларуськалием". Если предположить, что компания и собиралась добыть 10,5-11 млн т, поясняет аналитик, выпадение 2,3 млн т из мощности 13 млн и не выглядит критичным. На глобальный рынок, по мнению господина Литвина, ситуация повлияет не сильно: основное перераспределение произойдет в Китае, где "Уралкалий" занимает более 40%, скорее всего, объемы заменит канадский картель Canpotex.

Но падение выручки и EBITDA не будет пропорционально выпавшим объемам, а превысит их, так как увеличится себестоимость производства (сейчас около $50 за тонну) за счет изменения пропорция переменных и постоянных издержек на тонну продукции, уточняет аналитик. Он сомневается, что у "Уралкалия" возникнут проблемы с обслуживанием долга, если масштаб аварии не расширится и не придется переселять часть города Соликамска. Но полностью восстановить финансовые показатели и объемы производства, по мнению господина Литвина, компания сможет не ранее 2020 года. По его мнению, сейчас основной вопрос: потеряет "Уралкалий" только СКРУ-2 или пострадать могут и другие производственные объекты и муниципальная инфраструктура. В этом случае расходы компании существенно вырастут, к ней могут быть предъявлены иски.

После аварии, по данным источников "Ъ", знакомых с ситуацией, сотрудников, работавших под землей на СКРУ-2 (около 600 человек), отправили в отпуск до 15 января с сохранением 2/3 зарплаты. Примерно столько же наземных работников были переведены в другие управления и на другие фабрики. По словам работника СКРУ-2 Сергея, пока все "сидят дома, ходят на работу только отмечаться, обещали распределить по другим рудникам: кого-то на третье рудоуправление, кого-то в Соликамск, во второй вернемся вряд ли". В "Уралкалии" говорят, что после аварии на БКПРУ-1 в 2006 году "большинство сотрудников перераспределено на другие производственные объекты компании", не раскрыв точных данных.

Многие жители Соликамска опасаются обрушения грунта в жилой зоне, как это произошло в 2007 году в Березниках. Геннадий Тушнолобов заверяет, что все подработанное шахтное поле СКРУ-2 находится вне жилой зоны, частично захватывает жилую зону лишь соседний СКРУ-1. В целом, по словам чиновника, в Соликамске имеет отношение к выработкам 30% территории, из них 8% косвенно попадает в опасные зоны. "Мы их знаем и понимаем, какие меры принять,- заверил он.- "Уралкалий" профинансирует работы по мониторингу жилищного фонда Соликамска, как и в Березниках. Там во всех домах в опасной зоне поставлены соответствующие датчики, которые в режиме онлайн передают информацию". На городском форуме Соликамска со ссылкой на сотрудников "Уралкалия" пишут, что под южной частью города (жилые районы Красное, Больничный, центр, 3-й микрорайон) шахтное пространство практически полностью заложено, "так что опасности для жилых районов нет". Руководитель научно-исследовательской лаборатории "Асгор", бывший инженер "Сильвинита" Игорь Челышев в своих комментариях на berforum.ru выразил мнение, что деформации поверхности под автострадой и железной дорогой происходить почти не будет, как не будет и других провалов. Но, как показали восемь лет после аварии на БКПРУ-1, где появилось уже четыре масштабных провала и пятого ждут в 2015 году, последствия у подобных аварий долгосрочные и плохо прогнозируемые.

Одним из наиболее опасных последствий может стать расширение зоны аварии на СКРУ-1. Это самый старый рудник компании, он введен в 1934 году и уже пережил максимальные сроки службы, которые геологи отводят таким объектам. По размерам СКРУ-1 гораздо меньше СКРУ-2, там производится всего около 1 млн т калийной продукции. Но это единственный в России источник карналлита (315 тыс. т в год), необходимого соседнему Соликамскому магниевому заводу и "ВСМПО-Ависме". Кроме того, стволы СКРУ-1 частично расположены под жилой зоной города, а качество закладки выработок, особенно старых, может быть далеко не лучшим. Именно затопление СКРУ-1 способно создать серьезную угрозу населению и инфраструктуре.

В принципе рудники разделяет обширный целик - масса невыбранной породы. Стволы находятся далеко друг от друга, но при строительстве СКРУ-2 был пройден штрек с поля СКРУ-1, то есть теперь два месторождения соединены, хотя и установлены две бетонные "пробки" на 40 м и 60 м. Существенная доля пройденной территории была заложена отработанной горной породой. "Компания внимательно ведет мониторинг ситуации со стороны СКРУ-1. Кроме того, будут обязательно выполнены мероприятия по дальнейшему укреплению защиты между рудниками",- говорят в "Уралкалии", добавляя, что СКРУ-1 работает "в обычном режиме". Геннадий Тушнолобов признает, что в случае интенсивного поступления ненасыщенного рассола затопление СКРУ-1 возможно, причем в любой момент - сейчас, через пять лет или через пятнадцать. Но, уверяет чиновник, есть технические решения, которые позволяют не допустить прохождения рассола. Опрошенные "Ъ" профильные эксперты оценивают вероятность протечки на уровне всего 6-10%, но подчеркивают, что гарантий полной защиты руд ника ни один из методов не дает.

"AK&M" от 24.11.2014

Ссылки на социальные сети

ВКонтакте Facebook Live Journal

Главные новости
 
 


КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ЗАО "Анализ, Консультации и Маркетинг"
Cвидетельство о регистрации
средства массовой информации
Эл №ФС77-44607 от 15.04.2011г.
Сайт может содержать материалы 16+
Copyright © 1996- AK&M
 
Тел.: +7 (499) 132-61-30
Факс: +7 (499) 132-69-18
E-mail: postmail@akm.ru
Адрес редакции: 119333, г. Москва,
ул. Губкина, д. 3

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100