Европейская комиссия приняла пакет предложений по проведению политики ЕС по "зелёному" переходу

1492
7 минут
AK&M 15 июля 2021 18:56

Европейская комиссия приняла пакет предложений по проведению политики ЕС в области климата, энергетики, землепользования, транспорта и налогообложения для сокращения чистых выбросов парниковых газов как минимум на 55% к 2030 году по сравнению с уровнями 1990 года. Об этом говорится в сообщении ЕК.

Достижение сокращений таких выбросов в следующем десятилетии имеет решающее значение для того, чтобы Европа стала первым в мире климатически нейтральным континентом к 2050 году и претворила в жизнь Европейский "зелёный" курс. С сегодняшними предложениями комиссия представляет законодательные инструменты для достижения целей, согласованных в Европейском климатическом законе.

Предложения сочетают в себе: применение торговли квотами на выбросы в новых секторах и ужесточение существующей системы торговли квотами на выбросы ЕС; более широкое использование возобновляемых источников энергии; большую энергоэффективность; более быстрое развертывание транспортных средств с низким уровнем выбросов, а также инфраструктуры и топлива для их поддержки; приведение налоговой политики в соответствие с целями Европейского "зелёного" курса; меры по предотвращению утечки углерода; и инструменты для сохранения и увеличения естественных поглотителей углерода.

Система торговли выбросами ЕС (ETS) устанавливает цену на углерод и ежегодно снижает ограничение на выбросы в определённых секторах экономики. За последние 16 лет он успешно снизил выбросы в электроэнергетике и энергоемких отраслях на 42.8%. Сегодня комиссия предлагает еще больше снизить общий предел выбросов и увеличить ежегодные темпы сокращения. Комиссия также предлагает постепенно отказаться от бесплатных разрешений на выбросы для авиации и привести их в соответствие с глобальной схемой компенсации и сокращения выбросов углерода для международной авиации (CORSIA) и впервые включить выбросы от судов в ETS ЕС. Чтобы решить проблему недостаточного сокращения выбросов на автомобильном транспорте и в зданиях, создана отдельная новая система торговли выбросами для распределения топлива для автомобильного транспорта и зданий. Комиссия также предлагает увеличить размер фондов инноваций и модернизации.

Чтобы дополнить существенные расходы на климат в бюджете ЕС, государства-члены должны тратить всю свою выручку от торговли квотами на выбросы на проекты, связанные с климатом и энергетикой. Отдельная часть доходов от новой системы для автомобильного транспорта и зданий должна быть направлена ​​на возможное социальное воздействие на уязвимые домохозяйства, микропредприятия и пользователей транспорта.

Регламент о распределении усилий устанавливает более строгие цели по сокращению выбросов для каждого государства-члена для зданий, автомобильного и внутреннего морского транспорта, сельского хозяйства, отходов и малых предприятий. С учётом различных отправных точек и возможностей каждого государства-члена эти целевые показатели основаны на их ВВП на душу населения с поправками, сделанными с учётом экономической эффективности.

Государства-члены также разделяют ответственность за удаление углерода из атмосферы, поэтому Постановление о землепользовании, лесном и сельском хозяйстве устанавливает общую цель ЕС по удалению углерода естественными поглотителями, эквивалентную 310 млн т выбросов CO2 к 2030 году. От государств-членов потребуется забота о своих поглотителях углерода и их расширении. К 2035 году ЕС должен стремиться к достижению климатической нейтральности в секторах землепользования, лесного хозяйства и сельского хозяйства, включая также сельскохозяйственные выбросы, отличные от CO2, например, от использования удобрений и животноводства. Лесная стратегия ЕС направлена ​​на улучшение качества, количества и устойчивости лесов ЕС. Он поддерживает лесоводов и биоэкономику, основанную на лесах, сохраняя при этом устойчивость лесозаготовок и использования биомассы, сохраняя биоразнообразие и разрабатывая план посадки 3 млрд деревьев по всей Европе к 2030 году.

На производство и использование энергии приходится 75% выбросов в ЕС, поэтому ускорение перехода к более зеленой энергетической системе имеет решающее значение. Директива о возобновляемых источниках энергии установит повышенную цель по производству 40%  энергии из возобновляемых источников к 2030 году. 

В целях сокращения общего энергопотребления, сокращения выбросов и решения проблемы энергетической бедности Директива об энергоэффективности установит более амбициозную обязательную годовую цель по сокращению энергопотребления на уровне ЕС. Она будет определять порядок установления национальных взносов, чтобы почти удвоить ежегодные обязательства по энергосбережению для государств-членов. Государственный сектор должен будет обновлять 3% своих зданий каждый год, чтобы стимулировать волну реновации, создавать рабочие места и снижать потребление энергии и расходы для налогоплательщиков.

Для решения проблемы роста выбросов на автомобильном транспорте требуется сочетание мер, дополняющих торговлю выбросами. Более строгие стандарты выбросов CO2 для автомобилей и фургонов ускорят переход к мобильности с нулевым уровнем выбросов, требуя, чтобы средние выбросы новых автомобилей снизились на 55% с 2030 года и на 100% с 2035 года по сравнению с уровнями 2021 года. В результате все новые автомобили, зарегистрированные с 2035 года, будут без выбросов. Чтобы водители могли заряжать или заправлять свои автомобили в надежной сети по всей Европе, пересмотренные Правила инфраструктуры альтернативных видов топлива потребуют от государств-членов расширения зарядных мощностей в соответствии с продажами автомобилей с нулевым уровнем выбросов, и точки зарядки и заправки через равные промежутки времени на основных автомагистралях: каждые 60 км для электрической зарядки и каждые 150 км для заправки водородом.

Авиационное и морское топливо вызывают значительное загрязнение, а также требуют целенаправленных действий в дополнение к торговле выбросами. Регламент инфраструктуры альтернативных видов топлива требует, чтобы воздушные суда и корабли имели доступ к чистой электроэнергии в крупных портах и ​​аэропортах. Авиационная инициатива ReFuelEU обяжет поставщиков топлива смешивать растущие уровни экологически безопасного авиационного топлива с авиационным топливом, принимаемым на борт в аэропортах ЕС, включая синтетическое низкоуглеродное топливо, известное как электронное топливо. Точно так же Морская инициатива FuelEU будет стимулировать внедрение экологически безопасных видов морского топлива и технологий с нулевым уровнем выбросов путем установления максимального предела содержания парниковых газов в энергии, используемой судами, заходящими в европейские порты.

Налоговая система для энергоносителей должна защищать и улучшать единый рынок и поддерживать переход к "зелёным", создавая правильные стимулы. В новой редакции Директивы о налогообложении энергетики предлагается привести налогообложение энергопродуктов в соответствие с политикой ЕС в области энергетики и климата, продвигая чистые технологии и удаляя устаревшие льготы и сниженные ставки, которые в настоящее время поощряют использование ископаемого топлива. Новые правила нацелены на уменьшение вредных последствий конкуренции за налоги на энергию, помогая обеспечить доходы государств-членов от экологических налогов.

Наконец, новый Механизм регулирования углеродной границы установит цену на углерод для импорта. Это гарантирует, что сокращение выбросов в Европе будет способствовать глобальному сокращению выбросов, вместо того, чтобы вытеснять углеродоемкое производство за пределы Европы. Он также направлен на то, чтобы побудить промышленность за пределами ЕС и международных партнеров предпринять шаги в том же направлении.

Также предлагается новый Социальный климатический фонд для предоставления целевого финансирования государствам-членам, чтобы помочь гражданам финансировать инвестиции в энергоэффективность, новые системы отопления и охлаждения и более чистую мобильность. Фонд социального климата будет финансироваться из бюджета ЕС, используя сумму, эквивалентную 25% ожидаемых доходов от торговли квотами на выбросы топлива для строительства и автомобильного транспорта. Он предоставит государствам-членам 72.2 млрд евро на период 2025–2032 годов на основе целевых поправок к многолетней финансовой структуре. С предложением использовать соответствующее финансирование государств-членов Фонд мобилизует 144.4 млрд евро на социально справедливый переходный период. 

Европейский зеленый курс, представленный Комиссией 11 декабря 2019 года, ставит цель сделать Европу первым климатически нейтральным континентом к 2050 году. Европейский климатический закон, который вступает в силу в этом месяце, закрепляет в законодательстве обязательство ЕС в отношении климата и сокращения чистых выбросов парниковых газов как минимум на 55% к 2030 году по сравнению с уровнями 1990 года. Обязательство ЕС сократить свои чистые выбросы парниковых газов не менее чем на 55% к 2030 году было сообщено РКИК ООН в декабре 2020 года как вклад ЕС в достижение целей Парижского соглашения.

В результате действующего законодательства ЕС в области климата и энергетики выбросы парниковых газов в ЕС уже снизились на 24% по сравнению с 1990 годом, в то время как экономика ЕС выросла примерно на 60% за тот же период.

Долгосрочный бюджет ЕС на следующие 7 лет обеспечит поддержку "зелёного" перехода. 30% программ в рамках Многолетних финансовых рамок на 2021–2027 гг. в 2 трлн евро и NextGenerationEU посвящены поддержке действий по борьбе с изменением климата; 37% из 723.8 млрд евро (в текущих ценах) Фонда восстановления и устойчивости, который будет финансировать национальные программы восстановления государств-членов в рамках NextGenerationEU, выделяется на борьбу с изменением климата.