Потребители стали чаще жаловаться на банки

620
2 минуты
AK&M 30 апреля 2021 16:07

ЦБ за I квартал 2021 года получил от потребителей 63.6 тыс. жалоб на финансовые организации, что на 5.7% больше, чем за тот же период прошлого года. Об этом говорится в сообщении Центробанка.

Рост жалоб на банки (на 1.7% до 39.3 тыс.) вызван прежде всего значительным увеличением количества жалоб по поводу мошеннических действий неустановленных лиц, в результате которых граждане теряли свои деньги. Таких жалоб стало больше в 2.6 раза. Вместе с тем снизилось число жалоб по тематикам, находящимся в фокусе внимания поведенческого надзора: по потребительскому кредитованию — на 8.5%, по ипотечному — на 14.5%.

Увеличение количества жалоб по страхованию жизни, а также страхованию от болезней и несчастных случаев стало причиной общего роста жалоб на страховщиков — на 4% до 8.5 тыс. Кроме того, в 1.6 раза увеличилось количество жалоб на участников рынка ценных бумаг.

Число жалоб на мисселинг (продажу одних продуктов под видом других) также выросло почти в 1.5 раза. Причём больше половины из них поступает в отношении банков, а основной проблемой остается продажа полисов инвестиционного страхования жизни в банковских офисах под видом "вкладов с повышенной доходностью". Для решения этой проблемы Банк России принял активное участие в работе над законопроектом, который установит правила продаж финансовых продуктов и даст регулятору возможность применять меры надзорного реагирования в случае нарушения этих правил.

Количество жалоб на МФО выросло на 27.7% до 7.3 тыс. Основными драйверами роста стали жалобы на навязывание дополнительных платных услуг (рост примерно в 5 раз) и на МФО, исключенные из реестра и не имеющие права выдавать займы (рост почти в 3 раза). По проблемам, связанным с взысканием просроченной задолженности, количество жалоб снизилось почти на 10% благодаря работе регулятора с отдельными участниками рынка, вплоть до применения в случае необходимости крайних мер воздействия.

В начале 2021 года в 2.7 раза сократилось число жалоб в отношении субъектов коллективных инвестиций, в первую очередь за счёт устойчивого снижения количества жалоб по досрочным переходам застрахованных лиц между НПФ и, соответственно, нарушениям их прав.

С февраля 2021 года Банк России начал фиксировать обращения по новой методике, разделяя жалобы, поступившие в одном обращении, по тематике. С учётом такой разбивки статистика будет скорректирована в 2022 году.