ФАС России: наша задача – совершенствовать правила конкуренции и грамотно настраивать их применение

630
5 минут
ФАС России 30 ноября 2020 18:34 Заместитель главы ФАС России Андрей Цыганов выступил в роли модератора на конференции «Лучшие антимонопольные практики 2020 года». Мероприятие прошло в онлайн-формате
 
В работе форума приняли участие представители российских компаний и международных юридических фирм. Они обсудили наиболее значимые события в области антимонопольного регулирования в различных странах мира и знаковые дела, повлиявшие на становление современных антимонопольных практик.
 
Участники конференции не могли оставить без внимания тему реакции регуляторов, в том числе конкурентных ведомств, на новую коронавирусную инфекцию.
«Многие зарубежные эксперты, в том числе специалисты ОЭСР, разделили период пандемии на несколько этапов. Первый – провал рынка, когда оказалось, что всем нам физически не хватает товаров, которые так нужны в это непростое время для борьбы с инфекцией. Второй, когда с помощью масштабной поддержки государства и в России, и в других странах эту ситуацию удалось в значительной степени выправить. И мы надеемся, что в ближайшее время начнется третий этап - этап возврата экономики и жизни людей в нормальное русло», - отметил Андрей Цыганов.
Комментируя высказывание о том, что COVID-19 оказал значительное влияние на антимонопольные правила Евросоюза, замглавы ФАС России отметил следующее:
«Изучение обширного мирового опыта действий конкурентных ведомств в борьбе с коронавирусной инфекцией показало, что мы идем в одну сторону, но немного разными путями. Европейская комиссия, в первую очередь, занимается двумя темами: расширением допустимых границ сотрудничества между участниками рынка и установлением пределов государственной помощи. Что касается России и действий Федеральной антимонопольной службы, то мы сориентировались прежде всего на том, чтобы справиться с несправедливыми попытками недобросовестных фирм нажиться на страданиях людей путем завышения цен на те товары, например лекарственные препараты и продукты питания, которые очень важны, но оказались в дефиците», - добавил спикер.
В условиях связанного с пандемией кризиса во многих странах мира усилилась тенденция к государственному протекционизму, введению новых ограничений для иностранных компаний, в том числе не связанных непосредственно с COVID-19, например, законопроект о субсидируемых компаниях в ЕС и Закон о защите телекоминдустрии в Великобритании. При этом в числе основных аргументов выступают не только меры по обеспечению справедливой конкуренции, но и интересы национальной безопасности.
 
В частности, во время форума его участники обсудили проект нового законодательства, который в июне этого года представила Еврокомиссия. Документ направлен на борьбу с субсидированием бизнеса со стороны иностранных государств, искажающих конкуренцию в ЕС. Законопроект предполагает создать механизм предварительного и последующего контроля сделок со стороны иностранных компаний, которые ведут деятельность в странах Евросоюза и при этом пользуются поддержкой своего государства. Отвечая на вопрос - нужно ли российским компаниям после принятия нового законодательства готовиться к воздействию предлагаемых Еврокомиссией мер на их бизнес-проекты, чтобы сохранить свои позиции на рынке Евросоюза, заместитель руководителя ФАС России ответил следующее:
«Сейчас некоторые меры, которые применяет ряд государств, ведут к разрыву и усложнению имеющихся хозяйственных связей компаний. На вопрос о том, должны ли российские компании готовиться к принятию нового европейского законодательства, - однозначно, должны. Опыт у нас есть. Эксперты, которые умеют работать с похожими делами, например в рамках антидемпинговых расследований и споров в ВТО, тоже есть. И, скорее всего, они будут востребованы еще больше. Государства также должны готовиться, но не с той точки зрения, чтобы превращать это в войну «санкции – антисанкции» и в ответ закрывать собственный рынок. Этот путь малоэффективен. Здесь нужен максимально гибкий подход», - считает замглавы ведомства.
В центре внимания конференции были цифровые рынки, требующие пристального внимания со стороны конкурентных ведомств. Доклады участников затрагивали такие вопросы как предлагаемые государством новые меры регулирования цифровых рынков (стратегия диверсификации телеком индустрии и отчет регулятора «Онлайн платформы и цифровая реклама» в Великобритании, концепция законодательства ЕС о цифровых услугах и новых инструментах конкурентной политики, отчет по результатам парламентского расследования по цифровым рынкам в США), новые расследования со стороны конкурентных ведомств разных стран в отношении цифровых компаний, современные подходы к анализу состояния конкуренции на цифровых рынках и применяемым при этом экономическим теориям, особенности и пределы допустимости контекстной рекламы в интернете.
 
Участвуя в дискуссии по вопросу особенностей анализа рынка в новых экономических реалиях, Андрей Цыганов подчеркнул:
«Анализ нужен, потому что не поняв объект исследования, невозможно осуществить правоприменение. Приказ ФАС России от 28.04.2010 N 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» использует очень правильную формулировку – анализ должен проводиться в том объеме и теми методами, которые необходимы для принятия достоверного решения», - сказал он. При этом Андрей Цыганов обратил особое внимание на важность применения правильных подходов при анализе экосистем, формирующихся вокруг крупнейших игроков цифровых рынков, подчеркнув перспективность этого направления работы конкурентных ведомств.
Одним из вопросов в ходе дискуссии стала готовность российского регулятора совершенствовать свои подходы к рассмотрению сделок экономической концентрации и возможность имплементации в российские реалии опыта зарубежных ведомств.

«Процедура принятия решений по делам о нарушении антимонопольного законодательства прописана в Законе о защите конкуренции до мельчайших деталей. Глава, которая касается сделок экономической концентрации, носит преимущественно административно-технический характер и регламентирует документооборот. Есть смысл более детально описать в Законе процедуру рассмотрения ходатайств с содержательной точки зрения, ведь эта функция не менее важна для участников рынка. Что касается зарубежного опыта, то процедуры, аналогичные закрепленным в нормативных документах европейского права, активно применяются и в России. Например, по сделкам, которые значительно влияют на экономику страны, мы обсуждаем с участниками все детали и обязательства, которые позволят совершить эту сделку без ущерба для компании и одновременно без ущерба для конкуренции. Дальнейшая наша задача - совершенствовать правила конкуренции и настраивать их грамотное применение», - заключил представитель российского антимонопольного ведомства.


Пресс-релиз подготовлен на основании материала, предоставленного организацией. Информационное агентство AK&M не несет ответственности за содержание пресс-релиза, правовые и иные последствия его опубликования.