Минприроды России опубликовало доклад о реализации в 2021 году Стратегии развития минерально-сырьевой базы

609
4 минуты
Минприроды России 22 июня 2022 14:41

Министерство природных ресурсов и экологии России опубликовало доклад о реализации в 2021 году Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации на период до 2035 года. Показателем, который определяет результативность развития минерально-сырьевой базы, является соотношение прироста запасов полезных ископаемых и их добычи.

Стратегические и значимые для экономики страны виды полезных ископаемых в Стратегии разделены на три группы. По первой группе (природный газ, медь, никель, молибден, вольфрам, ниобий, кобальт, германий, платиноиды, апатитовые и железные руды, калийные соли, уголь и цементное сырье) соотношение прироста запасов и добычи обеспечено на уровне 50 процентов, как и было запланировано. Это позволит сохранять достигнутый уровень добычи стабильным на десятилетия вперед.

Для второй группы полезных ископаемых (нефть, свинец, сурьма, золото, серебро, алмазы, цинк, особо чистое кварцевое сырье) соотношение прироста и добычи запасов составило 100 процентов, для третьей (уран, марганец, хром, титан, бокситы, цирконий, бериллий, литий, рений, редкие земли иттриевой группы, плавиковый шпат) – 75 процентов, как установлено в Стратегии.

В 2021 году выросла инвестиционная привлекательность геологоразведки. На каждый рубль, вложенный в геологоразведочные работы из государственного бюджета, частные инвестиции составили 13,5 рублей, что на 12,5 процентов выше, чем в 2020 году.

Также в отчете дается оценка эффективности действующих мер государственного регулирования в сфере недропользования. Так, в 2021 году, принят федеральный закон № 123-ФЗ, это самые масштабные за последние 30 лет изменения в закон «О недрах». Для реализации закона утверждены 9 постановлений Правительства России, 2 приказа Минприроды России и 22 совместных приказа Минприроды России и Роснедр.

Принятые нормативные акты позволили отрасли уйти от бумажных аукционов. С 2022 года, когда закон вступил в силу, все торги на право пользования участками недр проходят только в электронном виде. Для всех лицензий введен единый формат, а также вместо множества создан единый федеральный реестр лицензий на пользование недрами и участков недр. Кроме того, заработал единый реестр недобросовестных недропользователей, не уплативших разовый платеж.

Закреплена обязанность недропользователей ликвидировать и консервировать отработанные месторождений, даже если действие лицензии на данный участок недр закончилось.

Изменения в закон «О недрах» сделали возможным продавать право на «первооткрывательство». Теперь геологоразведочные компании могут передавать результаты своей деятельности другим лицам.

Расширен заявительный принцип. Введена электронная форма подачи заявки, в два раза сокращены сроки ее рассмотрения, увеличены предельные количество и площадь участков, предоставляемых в пользование в «одни руки» в течение календарного года, исключены формальные отказы. Введение такого механизма в 2015 году дало большой импульс развитию геологоразведки.

«Так, за 2015 год количество выданных лицензий по «заявительному» принципу составляет 256, за 2016 год – 427, за 2017 год – 404, за 2018 год – 797, за 2019 год – 1244, за 2020 год – 1636, за 2021 год – 1685. Инвестиционная стоимость проектов геологического изучения недр, осуществляемого по «заявительному» принципу в 2015 году составляла – 9,1 млрд руб., в 2016 году – 17,8 млрд руб., в 2017 году – 25,5 млрд руб., в 2018 году – 23,3 млрд руб., в 2019 году – 38,8 млрд руб., в 2020 году – 65 млрд руб., в 2021 году – 83,4 млрд руб., за 3 месяца 2022 года – 15 млрд руб.», – говорится в докладе.

Кроме того, одна из значительных мер поддержки недропользователей – изменение методики расчета разового платежа за пользование недрами. При его формировании теперь исключено влияние повышающего рентного коэффициента КРЕНТА, предусмотренного законодательством о налогах и сборах, что позволило значительно снизить   размер платежа для месторождений редких металлов.

«По двум крупнейшим месторождениям лития в Мурманской области платёж был 14,2 миллиарда рублей. Конечно, желающих просто не было. Сейчас же платёж снизился до 400 миллионов рублей. И мы видим на площадке Минпромторга, как компания «Росатом» готова и изъявляет желание зайти на месторождение, начинать его разведывать и добывать. Или Новоялтинское месторождение железных руд в Орловской области – там платёж с 3,5 миллиардов рублей упал до 600 миллионов. И шансы на добычу многократно возросли. Деньги, которые компании вложили бы в разовый платеж, теперь пойдут в инвестирование ускоренной разведки этих месторождений», отметил глава Минприроды России Александр Козлов.

Особый упор в реализации Стратегии сделан на важность обновления перечня основных видов стратегического минерального сырья. Действующий перечень не обновлялся 26 лет, в нем было 29 позиций. В обновленную версию вошли 55 видов полезных ископаемых (включая 14 редкоземельных). Проект постановления об утверждении перечня внесен в Правительство России.

Для повышения геологической изученности нашей страны, создания условий для развития экономик в 2021 году разработан федеральный проект «Геология: возрождение легенды».   На его финансирование в 2022-2024 годах предусмотрено 31,6 млрд рублей из федерального бюджета.

Задачи федерального проекта – к 2024 году открыть не менее 22 перспективных площадей для лицензирования твердых полезных ископаемых и углеводородов, в 3 раза увеличить прирост запасов подземных вод в вододефицитных регионах, на 73% сократить износ основных средств государственного сектора геологоразведки.


Пресс-релиз подготовлен на основании материала, предоставленного организацией. Информационное агентство AK&M не несет ответственности за содержание пресс-релиза, правовые и иные последствия его опубликования.

Читайте также