Турецкие авиакомпании отменили рейсы из Москвы и Петербурга. Что делать туристам

657
7 минут
АТОР 08 мая 2025 16:23

Авиакомпания Turkish Airlines сегодня, 8 мая, отменила в совокупности 20 рейсов в Анталью, Бодрум, Даламан и Стамбул из аэропорта Внуково. Авиакомпания Pegasus Airlines из этого же аэропорта – 4 рейса в Анталью, Стамбул и Бодрум. Также 7 рейсов в Анталью и Стамбул отменены из Петербурга.

У Turkish Airlines активным пока остается только один рейс в Стамбул, у Pegasus Airlines – один рейс в Анталью и один в Стамбул, но, вероятно, они также будут отменены. На 9 мая в статусе отмененных во Внуково значатся 8 ночных рейсов Turkish Airlines в Стамбул и Анталью (при этом также есть активные рейсы в Стамбул), у Pegasus Airlines пока отмен нет.

По информации ряда источников, рейсы обеих компаний 8 и 9 мая могут не состояться, но туроператоры на момент полудня 8 мая все еще ждут полной и достоверной информации от обеих авиакомпаний.

Туроператоры в настоящий момент решают проблему в экстренном режиме

По агрегированной информации от участников рынка, ситуация с отменами рейсов затронет более 15 000 человек (включая рейсы, время вылета которых по расписанию еще не пришло).

На настоящий момент в Анталье в отелях с питанием туроператорами размещены более 1500 человек с отмененных рейсов в Россию, вопрос с размещением в Даламане решается. В течение дня количество туристов, которые должны вылетать в Россию, серьезно вырастет.

Туроператоры действуют двумя путями: часть туристов будет размещена в отелях в Турции в ожидании своего вылета, часть – по возможности – пересажена на другие рейсы (но свободных емкостей критическим мало).

  • Всем туристам, у которых отменены рейсы из Турции, необходимо оставаться на связи со своим отельным гидом – именно он первым получает информацию о вылетах и вариантах размещения. 

«Со всеми туристами на курортах на связи представители принимающей компании. Ситуация под контролем руководства и оперативных отделов. Туристам, которые находятся на курортах Турции, будет продлено проживание в забронированном или альтернативном отеле. В заявки уже вносятся изменения. Информация по новым рейсам будет предоставлена через отельных гидов по мере ее поступления», – проинформировали в пресс-службе туроператора Anex.

«Ждем информацию от авиакомпаний. Тем, кто должен был вылетать из Турции, пролонгируем проживание в отелях», – рассказали в «Интуристе».

  • Туристам, которые находятся в России, нужно быть на связи со своим турагентом, у него будет вся нужная информация. 
Что касается туристов, ожидающих вылета на отдых в Турцию, то здесь туроператоры также отработают ситуацию в рамках законодательства, заверили редакцию в другом крупном туроператоре.  

«Сейчас мы в непрерывном режиме общаемся с авиакомпаниями и ищем варианты. Туристов из Турции вывезут в любом случае, разместят на время ожидания рейса в отелях. Делаем все, чтобы туры в Турцию из-за временной отмены программы турецких авиакомпаний состоялись – туристов либо пересадят на другие рейсы, либо предложат изменение сроков с перерасчетом стоимости тура, а в случае полной невозможности организации запланированной поездки – возврат денег или перенос средств на заявку по другому направлению», – рассказали там.

«Туристам отмененных рейсов на вылет в ближайшее время будут предложены альтернативы, мы работаем над поиском вариантов перелета. Необходимо находиться на связи с вашим турагентом для получения оперативной информации о возможных изменениях в туре. Обновленная информация будет предоставляться по мере поступления. Просим соблюдать спокойствие, мы принимаем все возможные меры для скорейшего урегулирования ситуации», – подтвердили в Anex.

Туроператоры и правовая служба АТОР рассказали, на что могут претендовать туристы, путешествия которых сорвались или были перенесены из-за многочисленных задержек и отмен рейсов, связанных с закрытием воздушного пространства.

На что имеет право пассажир задержанного рейса

Согласно ст.120 Воздушного кодекса РФ, при задержке рейса пассажир имеет право на получение компенсации от авиакомпании (штраф за каждый час ожидания), за исключением случаев и обстоятельств, находящихся вне компетенции перевозчика (очевидно, атака беспилотников таким обстоятельством как раз и является, но авиакомпании, тем не менее, делают все возможное для минимизации неудобств у пассажиров).

«Возвращаясь к вопросу о  задержке рейсов и ожидания в аэропорту. Можно напомнить пассажирам, что независимо от того, как приобретался авиабилет – самостоятельно туристом или в составе турпакета – билет является договором, заключенным между пассажиром и авиакомпанией. А значит, на каждого пассажира распространяются права, утвержденные Федеральными авиационными правилами», – отметила Надежда Ефремова..

В случае задержки рейса, отмены рейса из-за неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки, пассажиры могут рассчитывать на бесплатные:

  • воду (задержка более 2 часов),
  • горячее питание (задержка более 4 часов),
  • место в гостинице (при задержке рейса более 6 часов ночью и 8 часов днем)
  • и предоставление иных услуг, указанных в ФАП

«Задержка рейса из-за закрытия воздушного пространства является форс-мажором. Это означает, что авиакомпания или туроператор не освобождаются от выполнения своих обязательств, но при этом не должны брать на себя затраты, связанные с форс-мажором. Таким образом, поставщики услуг имеют право на удержание фактически понесенных расходов», – дополнили в Space Travel.

В страховой компании ЕВРОИНС Туристическое страхование «Вестнику АТОР» пояснили, что у компании есть варианты страховки, позволяющие получить компенсацию 50$ США за задержку рейса свыше 3 часов, вне зависимости от причины. Эта выплата входит в расширенные пакеты услуг страхования (полисы Optima).

Туроператоры не обязаны возвращать деньги, но стремятся минимизировать затраты туристов

Что касается компенсации стоимости отдыха от туроператора, то дело обстоит чуть сложнее: по сути, никто не виноват... Но каждая сторона стремится пойти навстречу туристу.

«Туроператор не оказывает услугу авиаперевозки, он по поручению туриста бронирует согласованные услуги на определенные даты и время, например, приобретает авиабилеты, заказывает номер в отеле и т.д. Эти услуги туроператором оказаны, документы, подтверждающие исполнение туроператором обязательств по договору (авиабилет, ваучер на размещение и др.), туристу выданы, а предвидеть и повлиять на возможность ими воспользоваться туроператор в данном случае не может. Соответственно, если турист примет решение расторгнуть договор о реализации турпродукта, то туроператор в соответствии с законом «О защите прав потребителей» сможет вернуть туристу денежные средства, за исключением фактически понесенных расходов», – объясняет Надежда Ефремова.

По ее словам, туристам, которые приобрели пакетные туры с перелетом, продлить отдых из-за позднего прилета курорт за счет туроператора не получится по той же причине. Тем более, что в туре каждому туристу заранее забронирован номер на определенный период и выписан обратный авиабилет.

В Space Travel подтвердили, что туроператор, в случае аннуляции тура по решению туриста, вправе удержать штрафы от отеля, перевозчика и иных поставщиков туруслуг.

Возврат полной стоимости тура возможен только в том случае, если МИД и Минэкономразвития РФ официально признают, что поездки в ту или иную страну несут угрозу безопасности туристов.

При этом в «Интуристе» добавляют, что если тур сформирован с перелетом на чартерном рейсе и задержка составила более суток, возможен перерасчет стоимости путевки у туроператора.

По опыту туроператоров, вопросы частичной компенсации стоимости тура всегда решаются индивидуально. В случае, если вылет рейса в страну отдыха задерживается, туроператор всегда обращается в отель и к иным поставщикам туруслуг с просьбой об уменьшении цены из-за форс-мажора. Как вариант, туристам могут быть в качестве компенсации предложены дополнительные услуги.

Что касается задержки обратного рейса из-за чрезвычайных ситуаций, то данная ситуация также является форс-мажором, и как правило туристы сами оплачивают дополнительные ночи проживания в отеле. Но и в этом случае туроператоры проводят переговоры с объектом размещения, чтобы либо снизить цену, либо получить бесплатное проживание.

«С туристами, которые захотят аннулировать тур из-за задержки рейса, будет проводиться индивидуальная работа в зависимости от политики поставщиков наземных услуг и штрафных тарифов на отели», – отметили в пресс-службе «Русского Экспресса», добавив, что туроператор традиционно предпримет все меры для минимизации фактически понесенных расходов.

Редакция Вестника АТОР следит за ситуацией и продолжит информировать туристов о важных изменениях. 

Пресс-релиз подготовлен на основании материала, предоставленного организацией. Информационное агентство AK&M не несет ответственности за содержание пресс-релиза, правовые и иные последствия его опубликования.