«В дальнейшем мы сможем комбинировать очный и дистанционный формат обучения»: пандемия ускорила цифровизацию университетов

822
4 минуты
Гайдаровский форум 14 января 2021 16:39

При переходе от очной к дистанционной форме обучения университеты столкнулись с трудностями: поиск технологических решений, сохранение эффективного взаимодействия между преподавателями и студентами в новом формате. Участники экспертной дискуссии «Университеты после пандемии», состоявшейся в рамках Гайдаровского форума – 2021, обсудили последствия пандемии коронавируса для системы высшего образования России и мире.  

Студенты, преподаватели и администрации вузов смогли выйти на новую ступень образования, усовершенствовать структуру образовательных учреждений и сделать большой шаг вперед навстречу информационным технологиям, считают эксперты. В то же время обратной стороной новых реалий стал психологический фактор:  многим студентам не хватало живого общения с лекторами и работы в команде. 

По мнению ректора РАНХиГС Владмира Мау, за прошедший год общение в дистанционном формате стало нормой как для студентов и преподавателей, так и для участников дискуссии. Он отметил, что всем университетам необходимо и в дальнейшем развивать цифровую среду: «Еще год назад считалось, что выступление онлайн – это некий элемент неуважения. На конференцию надо приехать. Сейчас мы все онлайн и преодолели очень важный психологический барьер потребления дистанта, потребления онлайн-образования». 

Важным следствием пандемии для системы образования стал рост соперничества между образовательными учреждениями, считает ректор РАНХиГС. «Несомненно обостряется конкуренция, но не между университетами, а с невузовскими структурами. Мы конкурируем не столько друг с другом, сколько с другими источниками образования, особенно дистанционного и поствузовского: с банками, с корпоративными университетами», – сообщил Владимир Мау. 

Участники сессии отметили, что пандемия позволила ускорить процесс цифровизации, который был или запланирован, или уже частично реализован в образовательных учреждениях. Использование передовых технологий привело и к повышению квалификации кадров, так как некоторые преподаватели «с опасением» отнеслись к дистанционным занятиям и прошли курсы компьютерной грамотности. 

«В использовании технологий мы продвинулись вперед, научились преподавать по-новому, многие профессора с опаской переходили на онлайн-формат, но у всех получилось, поэтому теперь мы можем пользоваться новыми возможностями преподавания, а не бояться их», – сказала декан бизнес-школы NEOMA Дельфин Мансо.

После перехода на онлайн-образование вузам удалось восстановить прежний ритм работы, научная и образовательная деятельность продолжаются. «Нам было сложно поддерживать постоянную связь с нашими студентами, но для нас это было важно, чтобы они продолжали коммуникации с преподавателями. В свою очередь, также было важно, чтобы мы не зарывались в технических проблемах при дистанционной работе и сохранили темп работы. Было тяжело, но я думаю, что мы с этим справились», – считает декан бизнес-школы NEOMA Дельфин Мансо. 

В свою очередь вице-президент по международным отношениям и связям с общественностью Университета Гренобль Альпы Карин Самюэль высказала мнение, что пандемия научила участников образовательной среды быть креативными. И преподавателям, и административному персоналу вузов пришлось придумывать новые онлайн-форматы, которые заинтересуют студентов.  

«Когда мы вернемся к нормальной жизни, многие старые привычки вернутся к нам вновь, но эту креативность, которая появилась у нас во время пандемии, необходимо взять с собой в будущее. Мы сможем комбинировать очный и дистанционный формат обучения в дальнейшем», – уточнила Самюэль.

Модератор сессии первый вице-президент Университета Лазурного Берега Эммануэль Трик полагает, что каждый университет должен придерживаться своей стратегической линии, обращая особое внимание на социальную атмосферу. «Мы вновь должны задаваться вопросами: что и как преподавать, как себя ощущать в этом новом пространстве, в новой реальности», — добавил он.

В дискуссии приняли участие директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко, ректор Университета ИТМО Владимир Васильев, декан бизнес-школы NEOMA Дальфин Мансо, ректор РАНХиГС Владмир Мау, вице-президент по международным отношениям и связям с общественностью Университета Гренобль Альпы Карин Самюэль, ректор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» Михаил Стриханов, заместитель декана Бизнес-школы SKEMA Патрис Удайе, президент Российского университета дружбы народов Владимир Филиппов. Модераторами выступили ректор Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития РФ Сергей Синельников-Мурылев и первый вице-президент Университета Лазурного Берега Эммануэль Трик. 

Гайдаровский форум «Россия и мир после пандемии» проходит 14 и 15 января в Президентской академии. По традиции форум открывает деловую повестку года в России. В 2021 году масштабное мероприятие проходит в гибридном формате – онлайн и офлайн.

Основной трек обсуждений – социальные и экономические преобразования, которые произошли в стране и в мире в результате пандемии COVID-19. Экспертные дискуссии сконцентрированы на целях национального и глобального развития и поиске практических ответов на наиболее актуальные вызовы современности. В работе форума принимают участие министры правительства РФ, члены федерального собрания, губернаторы российских регионов, крупнейшие мировые эксперты, представители иностранных государств. 

Генеральные партнеры Гайдаровского форума – ПАО «Газпром», «Газпромбанк» (АО). 

Стратегические партнеры – ОАО «РЖД», Johnson & Johnson, ГК «АКИГ», Novartis. 

Партнеры: Mastercard, Российский фонд прямых инвестиций.

Партнеры дискуссии –PepsiCo, Huawei, Coca-Cola, AstraZeneca, Магнит, Takeda, EY. 

Пресс-релиз подготовлен на основании материала, предоставленного организацией. Информационное агентство AK&M не несет ответственности за содержание пресс-релиза, правовые и иные последствия его опубликования.

Читайте также