Ученые Пензенского государственного университета (ПГУ) нашли новое техническое решение по герметизации неразъемных соединений. Разработка может быть использована предприятиями машиностроения, приборостроения, авиационной промышленностью. Получен патент.
В машиностроении повсеместно используются неразъемные соединения, которые обеспечивают неизменное положение собираемых деталей и узлов друг относительно друга. К ним относятся заклепочные, сварные, клеевые, а также неразъемные соединения с натягом, например соединение оси с колесами железнодорожного транспорта.
«Такой тип соединения широко используется абсолютно во всех сферах, начиная с соединения водопроводных труб и заканчивая заклепочными соединениями в авиастроении. Основное требование к неподвижным соединениям — прочность крепления. В автомобильной промышленности, авиастроении зачастую к таким соединениям предъявляется дополнительное требование — герметичность. Это, к примеру, необходимо в различных узлах, входящих в состав датчиков измерения давления, направляющих втулок блоков цилиндров двигателей внутреннего сгорания и других», — поделился один из разработчиков профессор кафедры «Транспортные машины» ПГУ, доктор технических наук Николай Курносов.
Как правило, в таких конструкциях прибегают к соединению с натягом. В настоящее время такие соединения собирают несколькими способами: прессованием, нагревом и охлаждением. Все они имеют свои недостатки. При нагреве для сборки деталей требуется большой расход электроэнергии. При охлаждении приходится работать с азотом. При сборке прессованием, по словам ученого, не всегда удается достичь нужной герметичности. Это накладывает другие ограничения — усложняется технология, требуются дополнительные элементы.
Ученые ПГУ разработали новый способ запрессовки таких деталей. Они предлагают на финишном этапе обработке вала срезать материал по всей поверхности, оставляя по три полукруглых выступа с каждой стороны. Способ можно реализовать с помощью станка с ЧПУ. Деталь собирается под действием пресса. Благодаря пластической деформации насеченных выступов поверхностный слой изменяется и заполняет пустоты. Такой подход упростит технологию сборки соединения, снизит его себестоимость, продлит долговечность таких деталей и повысит их герметичность.
Авторы надеются, что предложенный инновационный способ найдет свое применение в различных отраслях машиностроения. Разработкой уже заинтересовался крупный машиностроительный завод Пензы.
Пресс-релиз подготовлен на основании материала, предоставленного организацией. Информационное агентство AK&M не несет ответственности за содержание пресс-релиза, правовые и иные последствия его опубликования.